Россия уже изучает новый подход к созданию цифровой пограничной стены: что будет с глобальным Интернетом
Новые законы, которые недавно были приняты в России, направлены на возможность создания цифровой пограничной стены. Эксперты уже изучают возможности, как воплотить эти планы в жизнь. В этой статье мы приведем мнения авторитетных специалистов, которые рассуждают о том, что будет с глобальным Интернетом в будущем.
Цифровые ограничения
В 1648 году был подписан Вестфальский договор, положивший конец 30-летней войне. Одним из главных итогов этого документа стала гарантия обеспечения государствами прав на свой суверенитет. Отныне каждая страна имела возможность защищать свою территорию. Это заложило основы современного глобального политического порядка.
В 2010 году делегация стран, в составе которой были Сирия и Россия, обратились в ООН с просьбой установить те же суверенные границы в цифровом мире. Независимый консультант по интернет-политике Хаскалл Шарп говорит, что они хотели, чтобы страны могли самостоятельно назначать Интернет-адреса как коды для телефонных номеров.
После года переговоров решение так и не было принято. Создание подобных границ позволило бы странам осуществлять жесткий контроль, что противоречит открытому духу Интернета. Пространству, свободному от диктата какого-либо отдельного правительства.
Страны, ничего не добившиеся в ООН, начали искать собственные способы контролировать киберпространство.
Россия уже изучает новый подход к созданию цифровой пограничной стены. Приняты соответствующие законопроекты.
Эксперты считают, что подход, который использует Россия, - это взгляд в будущее суверенного Интернета.
Что не так с открытым Интернетом?
Известно, что некоторые государства недовольны западной коалицией, которая традиционно управляла Интернетом. Их беспокоит не только философия, поддерживаемая в этой части света, но и правила, по которым сегодня устроена сама архитектура Всемирной сети.
Она позволяет передавать информацию без учета географии или контента. Не имеет значения, из какой страны она отправляется, какие законы в ней действуют.
Многие правительства сегодня обеспокоены риском получения вредоносной информации. Например, это могут быть вирусы или программы-шпионы, попадающие на военные объекты, в сети водоснабжения и электроснабжения, фейковые новости, влияющие на электорат.
Суверенный Интернет - это не отдельный Интернет
Россия и Китай начали говорить о создании суверенного Интернета в 2011 году. Но просто так отрезать отдельно взятую страну от глобальной Сети проблематично.
Конечно, есть пример Северной Кореи, когда один кабель соединяет страну с остальной частью глобального Интернета. Его всегда можно отключить. Но немногие страны рассмотрят возможность создания подобной инфраструктуры. С технической точки зрения для них это будет практически невозможно.
Ученый из университета Висконсина Пол Барфорд говорит, что в странах с разнообразным подключением к остальной части Интернета практически невозможно определить все точки входа и выхода. Даже если бы Россия могла каким-то образом найти все оборудование, с помощью которого информация поступает в страну и покидает ее пределы, было бы опасно перекрывать их, так как это сразу бы отрезало страну от мировой экономики. Интернет сейчас является важной частью глобальной торговли.
Пример Китая
Лидером по созданию собственного Интернет-контента является Китай. Его "Золотой щит" использует фильтры для выборочной блокировки определенных Интернет-адресов, слов, IP-адресов.
Это решение не является идеальным: оно основано на программном обеспечении. Это значит, что всегда есть возможность разработать альтернативу, чтобы обойти работающие программы. Например, это успешно удается делать с помощью виртуальных частных сетей и специального программного обеспечения.
Можно ли использовать этот опыт в России?
Китайская система не будет работать в России. Китай изначально с подозрением относился к новым западным технологиям. Там, в принципе, существовало мало точек входа и выхода, связанных с глобальным Интернетом.
А вот Россия приветствовала Интернет-бум. Теперь в стране огромное количество всевозможных соединений. У Китая просто меньше цифровых границ, за которыми нужно следить.
Россия не сможет создать аналог корпоративного Интернета. Поэтому ведется работа над гибридным методом, который не зависит ни от аппаратного, ни от программного обеспечения.
Вместо этого он связан с набором процессов и протоколов, которые определяют, может ли Интернет-трафик перемещаться от его источника к месту назначения. Интернет-протоколы определяют, каким образом вся информация должна быть адресована вашим компьютером. Это похоже на то, как компьютер, работающий на Windows, не в состоянии загрузить операционную систему Apple.
Система DNS
Одним из наиболее фундаментальных является стандарт DNS. Это своеобразная адресная книга, которая сообщает, как преобразовать IP-адрес, состоящий из цифр и точек, в понятный для каждого человека адрес сайта.
В России предполагается создать новый метод изоляции Интернет-трафика, чтобы он оставался в пределах географических границ страны. Изначально план был встречен со скептицизмом со стороны большей части инженерного сообщества.
Разработчики проекта обсуждают создание в России копии DNS-серверов, чтобы трафик граждан был исключительно для русских сайтов или русских версий внешних сайтов. Например, он отправит пользователя на "Яндекс", если в поисковой строке будет введен Google или на социальную сеть "ВКонтакте" вместо Facebook.
Чтобы заложить основу для этого, Россия потратила годы на принятие законов, вынуждающих международные компании хранить данные всех российских граждан внутри страны.
Если Россия преуспеет в планах по созданию национальной системы DNS-серверов, не будет необходимости фильтровать международную информацию. Российскому Интернет-трафику просто не нужно будет покидать страну.
Последствия для глобального Интернета
Подходы, принятые Россией и Китаем, в первую очередь отражаются на гражданах этих стран. Но это не значит, что они не будут влиять на глобальный Интернет.
Безусловно, пострадает мировая экономика. К тому же и в самих западных странах все чаще задумываются над тем, так ли хорош свободный и независимый Интернет.
Сегодня уже и западные политики осознают, что бесконтрольный Интернет может нанести вред самой демократии.
Действия корпораций
Действительно, в последнее время многонациональные корпорации, которые сегодня хотят все контролировать, возможно, захотят защитить себя, достичь своих целей в формировании информационного суверенитета в Интернете.
Facebook недавно капитулировал перед растущим давлением, когда государство требовало отрегулировать вопрос о том, что представляет собой вредоносный контент.
Google довольно эффективно работает над тем, чтобы играть активную роль в развитии открытого Интернета на Западе.
Сегодня с уверенностью можно заявлять только одно: открытый и независимый Интернет, о котором мечтали его первые создатели, уже исчез. Его просто не существует. Ограничения могут быть самыми различными, но их применяют сегодня и в развитых, и в развивающихся странах.
От действий, которые сегодня примет Россия, также многое зависит. Они будут непосредственным образом влиять на то, что будет представлять собой в будущем глобальный Интернет. Ведь методики, применяемые в России, если они окажутся успешными, могут быть использованы и в других странах.