"Бранились и будут браниться": за год действия закона о запрете на нецензурную лексику в Рунете число постов, подпадающих под этот критерий, снизилось всего лишь на 1 %
Борьба с матом – попытка заставить отказаться от собственного языка. С детских лет человек воспринимает все особенности родной речи, включая не самые этичные. Вероятно, в этом и кроется причина неэффективности закона о саморегулировании соцсетей.
Токсичная атмосфера
Интернет воспринимается в качестве свободной зоны. Поэтому нецензурная брань, за которую в реальной жизни можно получить штраф и/или по лицу, в социальных сетях используется на постоянной основе. В прошлом году депутаты попытались изменить ситуацию, и 1 февраля 2021 в силу вступил соответствующий закон.
В его рамках предполагалось, что медийные и социальные площадки должны самостоятельно удалять всю «запрещенку»:
- нецензурный контент;
- государственную тайну;
- призывы и оправдание терроризма;
- пропаганду порнографии, насилия;
- рецепты наркотических веществ и т. п.
Вот только новый закон не предусматривал серьезных санкций для пользователей за нарушение. Разве что в стандартном порядке заведут дело по уголовной статье.
Кроме того, наказания нет и для самих социальных площадок. Проще закрывать глаза на постоянные споры в комментариях, чем тратить деньги на огромный штат модераторов. Вероятно, именно поэтому количество матерных сообщений за год кое-как сократилось на 1% с небольшим:
- 94,4 млн — с февраля по декабрь 2020-го;
- 93,3 млн — с февраля по декабрь 2021-го.
В статистике «Медиалогии» учитывался только Рунет, русскоговорящий сегмент сети. При этом в отчет попали самые разнообразные площадки:
- «ВКонтакте»;
- «Одноклассники»;
- YouTube;
- TikTok;
- Telegram;
- Twitter;
- Facebook;
- Instagram.
Но даже при ужесточении санкций достаточно заменить часть букв символами, и вот уже остается лишь догадываться, что человек бранился. Возможно, необходим иной подход.