10 малоизвестных фактов о знаменитом капитане Джеймсе Куке
Джеймс Кук был мореплавателем, который за свою недолгую жизнь сумел завоевать любовь друзей и уважение врагов. Исследователи-современники удивлялись его эффективности и продуктивности. Он совершил два кругосветных плавания, сумел дополнить мировые карты и исследовать южные острова Тихого океана и льды Арктики. Почти 150 лет прошло с тех пор, как его корабль «Индевор» (Endeavor, что в переводе означает «усилие») впервые причалил к восточному берегу Австралии. Ниже представлены 10 малоизвестных фактов о капитане Куке, который еще на заре своей карьеры пообещал заплыть «настолько далеко, насколько это возможно».
1. Кук пошел служить во флот сравнительно поздно
До того как уйти на флот, Кук работал на ферме в Йоркшире. В 17 лет он поступил на службу в торговую флотилию, на корабль братьев Уокеров. Он проплавал на различных кораблях компании почти 10 лет, неустанно изучая картографию, географию, математику и навигацию. Джеймс Кук отказался от места капитана торгового судна и вместо этого записался в Королевский Флот простым матросом. Куку было 26 лет. Командование почти сразу оценило талант и опыт нового рекрута и уже через два года Кук стал мастером, а еще через несколько лет получил в командование собственный корабль.
2. Он был умелым картографом
Во время Семилетней войны картографическая экспертиза Джеймса Кука помогла Британии одержать победу в битве за Квебек. В 1760 году на собственном корабле он исследовал остров Ньюфаундленд, находящийся у берегов Канады. Карта, которую создал Кук, была настолько точной, что использовалась вплоть до середины XX века. Навыки капитана Кука в мореплавании и навигации стали основным арсеналом его исследовательской деятельности. Ему позволили уйти в кругосветное путешествие на собственном корабле в большей степени потому, что он способен был, как никто другой, ориентироваться в незнакомых водах.
3. Первое кругосветное путешествие капитана Кука на самом деле было секретным заданием
Первая исследовательская экспедиция капитана Кука началась в августе 1768 года, Британское правительство поручило в его командование корабль «Индевор», который насчитывал около сотни экипажа. Официально путешествие имело научную цель – наблюдать прохождение Венеры по солнечной орбите, но на самом деле у капитана было дополнительное задание – осуществить поиски «Великого Южного континента». По предположениям, этот земной массив находился далеко на юге. Кук доплыл до 40-й параллели, но не обнаружил никакого намека на континент. Он проплыл вокруг Новой Зеландии, доказав, что на самом деле это два острова, которые не соединены между собой. Во время своего второго кругосветного путешествия, Кук продолжил поиски Южного континента. В 1770 году он подплыл невероятно близко к Антарктиде, но тяжелые льды заставили его повернуть обратно.
4. «Индевор» чуть не затонул на Большом Барьерном Рифе
После своего первого путешествия Кук решил плыть от Австралии на север. Поскольку он выбрал неизвестные воды, корабль плыл прямиком на кораллы Большого Барьерного Рифа. 11 июня 1770 года «Индевор» был пробит и стал наполняться водой. Его команда, испугавшись крушения, стала бороться с течью и даже выбрасывать в море тяжелые пушки и бочки. Команда более двадцати часов закрывала пробоину, после чего «Индевор» вернулся в Австралийскую гавань. Через 2 месяца ремонта корабль снова готов был отплыть от берегов.
5. Джеймс Кук использовал новые методы профилактики цинги
В XVIII веке любое долгое путешествие сопровождалось смертельной болезнью – цингой, однако Кук смог избежать ее появления на всех трех своих долгосрочных экспедициях. Капитан Кук старался приобрести свежую еду на каждой остановке. Кроме того, он заметил, что постоянное употребление в пищу богатой витаминами кислой капусты снижает риск заболевания. Во время подготовки к экспедициям, Кук запасался тоннами капусты. Единственной проблемой было заставить матросов есть это непривычное блюдо. Кук пошел на хитрость и попросил поваров ежедневно подавать к офицерскому столу кислую капусту. Матросы, увидев, что командование ест это блюдо, стали сами просить добавить его в свой рацион.
6. Даже враги Британии уважали капитана Кука
Несмотря на то что путешествия Кука проходили в то время, когда Британия воевала с несколькими государствами, в числе которых были Соединенные Штаты, Испания и Франция, его репутация - выдающегося мореплавателя и исследователя - позволяла ему плавать во вражеских водах в сравнительной безопасности. В июле 1772 года, во время второго кругосветного путешествия, испанская эскадра ненадолго задержала его корабли, но осознав, что их капитаном был Кук, они отпустили судна.
7. Капитан Кук занимался поисками северо-западного прохода
В 1776 году, в возрасте 47 лет, Кук отправился в свою третью исследовательскую экспедицию. В этот раз его целью было найти северо-западный проход, соединяющий Тихий и Атлантический океаны. Обогнув половину земного шара, корабли Кука направились к северным берегам Западной Канады и Аляски. Кук добрался почти до самого прохода, не доплыв всего 50 миль. Дальнейшие поиски были невозможны из-за быстро наступающего льда. Экстремальные условия, среди которых были сильные течения и множество тяжелых айсбергов, довели команду Кука до забастовки. Увидев настроение своих моряков, Кук вынужден был вернуться назад.
8. Гавайские туземцы приняли капитана Кука за бога
Во время третьего путешествия Джеймс Кук стал первым европейцем, ступившим на Гавайские острова. Невероятным совпадением оказалось то, что приход кораблей королевского флота на Гавайи совпал с ежегодным праздником в честь бога плодородия. Поскольку местное население никогда не видело белых людей или огромных кораблей, на которых они приплыли, Кук и его товарищи были приняты за богов, решивших спуститься и принять дары. Европейцы с жадностью набросились как на подарки, так и на еду, практически лишив туземцев съестных припасов. Их «божественная» жизнь закончилась, когда один из моряков умер от сердечного приступа. Туземцы увидели, что странные белые люди не бессмертны. С тех пор отношения между капитаном Куком и гавайскими племенами были сильно напряжены.
9. Капитан Джеймс Кук погиб страшной смертью
В 1779 году корабли капитана Кука были вынуждены остановиться на ремонт в бухте Гавайских островов. К тому времени местные жители стали относиться к приезжим европейцам очень враждебно. После того как аборигены украли баркас с одного из кораблей, капитан потерял самообладание и спустился на сушу с требованием вернуть собственность. Кук и небольшая группа вооруженных людей попытались взять в плен вождя, но местные жители подоспели на помощь. Пытаясь отогнать местное население от капитана и его людей, на борту кораблей стали палить из пушек, что еще больше напугало и разозлило туземцев. Кук бросился назад к шлюпкам, но не успел добежать до них. Туземцы забросали его камнями, а догнав, стали избивать тяжелыми деревянными дубинами. Вождь, которого капитан пытался взять в плен, ранил Кука ножом. После того как местное население осознало, что капитан погиб, они подготовили тело исследователя к погребению с почестями, достойными короля.
10. НАСА назвали свои шаттлы в честь кораблей капитана Кука
За свою жизнь Кук исследовал и нанес на карту невероятное количество территорий, больше чем какой-либо другой мореплаватель XVIII века. Его невероятные достижения поразили не только моряков, но и ученых и инженеров НАСА. Третий космический шаттл НАСА был назван в честь третьего корабля Кука «Дискавери». Последний их шаттл был назван «Индевор», в честь первого корабля капитана Кука, на котором он совершил первое путешествие вокруг света.