Наши на Западе. Вещи, которые удивили красноармейцев, когда они шли до Берлина
В 1944 году Красная армия вела масштабные наступления на территории Европы. Несмотря на то, что везде царила разруха, наступившая за время войны, наши солдаты были удивлены всему увиденному. В нашей стране в тот момент ничего подобного не было.
Чужие города
Солдаты, впервые попавшие за границу, были крайне удивлены всему, что видели. Подполковник Федор Смолин вспоминал, что его поразили улицы Бухареста, хорошо одетые люди, красивые рестораны, потрясающие гостиницы. Все это для наших людей было в диковинку.
Старшина Сырцылин писал в письмах из Польши, что там все другое: обычаи, земля и даже воздух. Военный врач Шевелев вел дневник и записывал особенности каждой страны. Нельзя сказать, что ему понравилось за границей. В его записях можно найти строки, в которых он пишет, что Румыния у него вызвала ассоциацию с мыльным пузырем. Снаружи все красиво, а внутри царит бескультурье и ничтожество. К увиденному люди относились по-разному. Кто-то был в восторге, а кому-то все это не нравилось. И это вполне объяснимо, ведь менталитет в разных странах отличается.
Не все то золото...
Наших солдат впечатляли не только города, но и удивительная привычка мыться дома. Люди никак не могли понять, почему за границей нет бань. Даже парикмахерские отличались от наших. Фронтовик Борис Слуцкий писал, что его поразило, что в парикмахерских мылят руками. Наши мужчины привыкли, что для этого необходимо использовать кисточку. А уж умывание грязной водой из тазика вообще вызвало у Слуцкого отвращение. Людям было в диковинку, что местные жители спали на перинах. Особенно впечатляло обилие на улицах ларьков с водой, чистота и порядок. А что уж было говорить о качественных европейских дорогах, которые подходили прямо к домам. Неподдельное удивление вызывали аккуратные и ухоженные приусадебные участки.
В Австрии корреспондента Поповиченко удивили благоустроенные города, зеленые парки, обилие цветов. В его представлении ранее эта страна виделась промышленным монстром с заводами и электростанциями. На деле же это оказалось совсем не так.
Уровень жизни
Больше всего советских солдат поразил уровень жизни за границей. В деревнях в Европе у людей в домах была красивая деревянная мебель, много утвари. Топили жители угольными брикетами. Пехотинец Лебединцев отмечал, что в глухой румынской провинции был такой уровень жизни, что его нельзя сравнить с бытом глубинки в нашей стране.
Солдаты удивлялись, что в Германии было пронумеровано каждое деревце вдоль дороги. На обочинах автобанов возвышались столбы телеграфной связи. Сельские туалеты были выложены кафелем. Это было вообще за гранью понимания наших людей.
Минчанин Штейнман писал родным в письме, что его удивляли высокие крыши с черепицей, просторные дома, украшенные безделушками, обилие магазинов.
Самые нужные предметы обихода
Очень многие предметы, которые давно стали нормой в Европе, были совершенно незнакомы нашим людям или же были большим дефицитом в Союзе. Наши фронтовики с удовольствием везли для своих жен немецкое женское белье разных фасонов и цветов, таких вещей в наших магазинах было не найти.
Не менее необычной вещью для бойцов стала зубная паста. Такое разнообразие ароматов не могло не впечатлить. В то время у нас в стране для чистки зубов использовали обыкновенный древесный уголь или зубной порошок. Первая зубная паста появилась только в 1950 году.
Житель Москвы Баруздин очень был удивлен существованию солнцезащитных очков, впервые их он увидел на женщинах в Будапеште. Фронтовик писал, что в одном из австрийских домов увидел стеклянные банки для консервации, которые закрывались крышками с резиновыми прокладками.
Удивляло то, что такую посуду можно использовать неоднократно. В то время овощи у нас продавали прямо из бочек. Стеклянной тары еще не было.
Наибольшее восхищение у солдат вызывала Чехословакия. Возможно, это было связано с тем, что здесь бойцов встретили радушно. Чешские города впечатляли ровными асфальтированными дорогами и коттеджами с черепичными крышами. Не менее удивляла развитая система электро- и газоснабжения, а также карандаши «Кохинор» и радиоприемники. Военным нравились необычные мягкие вагоны чешских поездов, пивоваренные и автомобильные заводы.
Чужие нравы
Советских граждан поражали также чужие нравы. Жители Западной Европы вели себя несколько иначе. Так, например, фронтовик Кузнецов писал, что его очень удивила странная традиция поляков целовать женщинам руку. Генерал-майор Печерица даже рассказывал очень забавный случай по этому поводу. Он присутствовал на приеме, где также находились американцы и англичане. Иностранные женщины подавали советским военачальникам руку для поцелуя, а те в ответ лишь по-мужски пожимали ее. Печерица вспоминал, что его позабавила ситуация. Он тогда еще подумал, что даже нашим бы работницам тыла не стал целовать руку, а просто крепко пожал в знак благодарности.
По мнению наших фронтовиков, немецкие дома были наполнены духом мещанства. В них было много изысканных предметов: вазочки, кружевные скатерти и тюль. Подобные изыски вызвали у наших солдат чувство брезгливости и презрения. Очень удивляли порнографические фото в домах местных жителей. Для наших бойцов это было удивительно.
Недоумение у солдат вызывало необычное поведение местных дам. Например, в Венгрии девушке разрешалось до замужества иметь связь с разными мужчинами, чтобы набраться опыта. Венгры говорили, что у них не продают «кошку в мешке». Так они характеризовали свои традиции. Солдаты вспоминали, что в Констанце в Румынии они впервые узнали, что есть бордели. Они никак не могли понять, как в цивилизованной стране можно покупать любовь, пусть даже на время. Сами бойцы обычно не ходили к девушкам в такие заведения из гигиенических соображений.
Вместо послесловия
Стоит сказать, что и сейчас наших туристов многое впечатляет в европейских городах. Наши нравы и традиции по-прежнему сильно отличаются.