Видели на оба глаза. По какой причине пираты носили черную повязку на лице
О жизни пиратов существует мало документальных свидетельств, поэтому у создателей художественных фильмов во многом развязаны руке в плане фантазий относительно внешнего вида джентльменов удачи. А люди, в основном, и черпают сведения об этих персонажах из кинематографических источников. Почти в каждом фильме присутствуют морские разбойники с черной повязкой на глазу, с попугаем на плече, деревянной ногой и рукой с крюком.
Версия офтальмолога
В связи с этим нередко возникает вопрос, а по какой причине у пиратов было так много шансов остаться без глаза? И соответствует ли это действительному положению вещей? Первое, что приходит в голову, это то, что человеку с черной повязкой на месте отсутствующего или поврежденного глаза в голову попала пуля. Однако, если рассуждать здраво, то можно прийти к выводу, что в таком случае пират вряд ли отделался только травмой органа зрения.
Наиболее вероятной версией считается предположение Джима Шиди, офтальмолога из Орегонского университета, США. По его мнению, "морские волки" носили черную повязку на здоровом глазу, преследуя определенную цель, далекую от эстетического аспекта. Они делали это в связи с тем, что им было необходимо избежать проблем адаптации к темноте.
С палубы в трюм и обратно
Ведь им приходилось постоянно курсировать между верхней палубой и трюмом. А в такой ситуации на привыкание к темноте уходит некоторое количество времени - до нескольких минут. А где их взять, находясь в пылу сражения, тем более что они всегда могли стать решающими?
Предполагается, что именно поэтому пираты затемняли один глаз, накладывая на него повязку, а при переходе из света в затемненное помещение переносили ее с одного глаза на другой. Если полагаться на эту версию, то получается, что джентльмены удачи пользовались повязкой исключительно во время сражений.
Применяя аналогию
Однако на сегодняшний день в пользу этой теории документальных свидетельств не имеется. Тем не менее в учебниках для военных летчиков присутствует рекомендация: закрывать от солнца один глаз, если освещенность резко меняется. Например, при осуществлении виража против солнца или же при освещении самолета прожектором. А открывать его нужно, когда свет уходит. Таким образом сохраняется возможность видеть.
Гражданским летчикам также рекомендуется прикрывать один глаз, когда ночью в полете нужно на короткое время выключить в кабине освещение. В таком случае пилот не "ослепнет" на несколько минут, а сможет видеть показания приборов, которые светятся слабо.
При этом существуют и противники рассмотренной теории, которые указывают на то, что преднамеренное "отключение" одного глаза существенным образом сужает обзор, а в бою это опасно для жизни.