Куда пропал экипаж с коробля «Мария Целеста». Новые версии
Хотите узнать, что на самом деле случилось с американской бригантиной «Мария Целеста»? Корабль-призрак был найден в 1872 году в Атлантическом океане недалеко от Азорских островов. Пятого декабря 1872 года британский бриг «Деи Грация» обнаружил в 1000 милях к западу от Португалии дрейфующий по атлантическим водам корабль. Судно казалось заброшенным.
Когда члены команды «Деи Грации» поднялась на борт «Марии Целесты», они, к своему удивлению, обнаружили на корабле идеальный порядок. Даже одежда была аккуратно сложена, но вокруг не было ни единой живой души. О том, что здесь недавно присутствовали люди, свидетельствовали разобранный насос и пропавшая спасательная шлюпка. Так родилась одна из самых загадочных тайн моря.
Гипотез о том, что могло произойти с людьми на корабле-призраке, за более чем полтора столетия с момента его обнаружения было высказано предостаточно. Были среди них и откровенно нелепые, такие как версия о причастности к этому морских монстров. Согласно другой версии, причиной спешной эвакуации с корабля мог стать взрыв паров спирта, ведь корабль предназначался для перевозки крупной партии алкоголя.
Обнаружение «Марии Целесты»
Седьмого ноября 1972 года «Мария Целеста» под управлением капитана Бенджамина Бриггса вышла из гавани Нью-Йорка и отправилась в Геную (Италия). Но кораблю не суждено было достигнуть пункта назначения. В течение двух недель судно боролось с непогодой на море. Последняя запись в бортовом журнале датирована 25 ноября.
Когда «Деи Грация» наткнулась на «Марию Целесту» (5 декабря) и ее капитан поднялся на борт, он обнаружил в трюме воду глубиной больше метра. Со спиртом ничего не случилось, хотя некоторые бочки оказались пустыми. Более того, корабль-призрак все еще находился в состоянии, пригодном для плавания. Поэтому экипаж «Деи Грации» разделился на две части, и оба корабля отправились в Гибралтар для получения вознаграждения за спасение судна в соответствии с международным морским правом.
Гипотезы
Почему экипаж корабля покинул его? Судно находилось в мореходном состоянии. Воды и пищи на борту было достаточно для питания команды в течение 6 месяцев. Вещи были сложены. Капитан может покинуть судно только в случае крайних обстоятельств, и можно определенно сказать, что таких обстоятельств не было. В течение более 150 лет эта история оставалась загадкой.
Кто-то считал, что команда напилась спирта и взбунтовалась. Но на корабле не было видно следов драки. Другие полагали, что корабль был захвачен пиратами, но при этом не пропало никаких ценных вещей. В одном из произведений Артура Конана Дойла подробно описывается, как корабль был захвачен бывшим рабом. Но куда подевался этот раб, и куда делись все остальные? В других версиях высказывались предположения о том, что виной всему могли стать морские чудовища или водяные смерчи.
Единственное, что объединяло все эти гипотезы, это то, что ни одна из них не имела никаких доказательств. Одной из самых правдоподобных казалась версия о том, что пары спирта сдули крышку люкового отверстия, и команда, испугавшись пожара, спешно покинула корабль. Но крышка находилась на своем месте и была плотно закрыта.
Гипотеза о жульничестве
Имела место версия о жульничестве членов команды. Когда оба корабля прибыли в Гибралтар, капитан «Деи Грации» подал заявку на получение вознаграждения за спасение торгового судна. Адмиралтейский суд сначала рассматривал версию о жульничестве. Но после трехмесячного разбирательства он так и не смог найти этому доказательств.
Команда «Деи Грации» в конечном счете получила вознаграждение. Однако это была всего лишь шестая часть от общей стоимости «Марии Целесты» (46 тысяч долларов). Вероятно, власти так и не поверили до конца спасителям.
Гипотеза МакГрегор
В 1884 году Артур Конан Дойл написал небольшую повесть «Сообщение Хебекука Джефсона», основанную на одном из рассказов о «Марие Целесте». После публикации повести расследование в отношении корабля-призрака возобновилось. Но оно так ни к чему и не привело.
Наконец, в 2002 году документалист Энн МакГрегор начала свое расследование. Используя различные современные методики, она восстановила движение корабля и пришла к выводу, что у капитана был неисправный хронометр, который безнадежно отклонился от курса. «Мария Целеста» отклонилась на 120 миль к западу от своего маршрута.
Капитан ожидал увидеть землю на 3 дня раньше того срока, когда он ее реально обнаружил. В поиске укрытия от непогоды он изменил курс в направлении острова Санта-Мария (Азорские острова). Но даже это не могло заставить капитана покинуть судно.
Кроме того, МакГрегор узнала, что судно было модернизировано. Угольная пыль и мусор, оставшиеся после переоборудования корабля, могли забить насосы, предназначенные для выкачивания воды из трюма. Поскольку насосы не работали, и не было никакого способа удалить воду, проникающую естественным способом в трюм корабля, капитан Бриггс, увидев землю, принял решение о спасении членов команды.