Риторический вопрос: если драконов не существует, так почему их картины есть во многих культурах?
От древнего Китая до Мезоамерики легенды о драконах повсеместно распространены в десятках культур по всему миру. Никто никогда не видел драконов. Во всяком случае, не в реальной жизни. Но все точно знают, как они выглядят. Эти легендарные чудовища, напоминающие о туманном, легендарном прошлом, встречаются так часто, что вполне могут быть реальными. Конечно, они получают больше внимания, чем многие реальные удивительные звери, которые на самом деле ходят по земле. Ученых интересует один вопрос: почему, несмотря на различия в языках и культурах, у наших предков в самых разных уголках мира есть мифы о драконах.
Земли драконов
В Китае легенды о драконах появились раньше всего, более 5000 лет назад. Эти мифические существа были символом императора и удачи. Местом обитания их были далекие моря. У китайских драконов, как правило, не было крыльев, но они могли летать. В китайском зодиаке год дракона считается одним из наиболее благоприятных.
Образы драконов в других азиатских странах, например, у японцев и вьетнамцев, заимствованы из Китая. Сложнее объяснить, как эти образы появились в других культурах.
Драконы были известны не только в Европе, аналогичные образы есть в индейском фольклоре, а также у майя и ацтеков, в пантеоне которых был пернатый бог-змей Кетцалькоатль.
В Индии и других странах Южной Азии также встречаются изображения драконов. Одного такого можно увидеть на флаге государства Бутан, расположенного на склонах Гималайских гор. Драконы есть даже в легендах инуитов, живущих на севере Канады.
Древние легенды о драконах
Истории о сражениях со змееподобными чудовищами, придуманные в Месопотамии, считаются одними из самых первых произведений о драконах. В Вавилоне змеиное божество Тиамат, вышедшее из моря, угрожало всему миру, желая обратить все в хаос. Бог Мардук убил Тиамат и спас мир. Этот миф относится примерно ко второму тысячелетию до нашей эры.
В Библии есть отсылка к этой битве. А в Псалмах и Книге Иова есть рассказ о победе Бога Израиля над Левиафаном, который представлял из себя гибрид кита и змеи.
Истории, основанные на легенде о Тиамат периодически появляются в средиземноморской и европейской культуре. Противоборство дракона или похожего на него чудовища с героем-спасителем является ключевым аспектом западноевропйских мифов о драконах.
В греческой мифологии также есть похожие сюжеты. Зевс убивает Тифона, чудовище с сотней голов дракона и змеями вместо ног. Сюжетная линия этого мифа была заимствована у соседних цивилизаций, в частности, у хеттов.
От греческого слова drakōn произошло английское слово dragon. Но в Древней Греции так называли, как правило, существо, которое больше походило на большую змею, так что это не идеальный перевод. Слово « дракон» происходит от глагола «наблюдать», и эта связь становится очевидной в истории Ясона и Золотого руна. В некоторых древнегреческих мифах есть дополнительные мотивы, где они характеризуются как ревнивые стражи сокровищ.
Развитие истории
От Тиамат и Персея всего лишь один шаг к стандартной истории средневекового Запада: легенде о Святом Георгии. Согласно ее сюжету, чудовище терроризирует ливийский город Силен. Святой Георгий, приехав в город и узнав о беде, согласился убить дракона, если они обратятся в христианство.
Эта легенда, судя по всему, была создана на основе сразу нескольких источников. В поздней античности образ всадника на лошади рядом с деревом, вокруг которого вилась змея, был очень популярным. В период христианства воин уже убивает змею. Это связано с тем, как изменилось отношение к змеям. Если раньше они были символом жизни и исцеления, то под влиянием Нового Завета, стали отображением зла.
Сравнительная мифология
Таким образом, в западной традиции существует множество исходных материалов, рассказывающих о разных культурах, и довольно древний путь, соединяющий древних азиатских драконов с их нынешними преемниками.
Но как эти два общих течения, не говоря уже обо всех параллельных традициях по всему миру, сходились в одном образе?
Мифолог Джозеф Кэмпбелл, следуя теоретику психологии Карлу Юнгу, указал на общий внутренний опыт, который наследуют люди: коллективное бессознательное. Возможно, символ дракона является лишь одним из основных образов, которые люди узнают без обучения.
Автор книги «Инстинкт драконов», антрополог Дэвид Э. Джонс высказал предположение, что на протяжение миллионов лет в процессе естественного отбора у наших предков-приматов формировался образ дракона.
Согласно его теории, обезьяны верветки демонстрируют инстинктивную реакцию на хищников, которыми являются змеи, большие кошки и хищные птицы. Джонс считает, что драконы - это собирательный образ, включивший основные атрибуты хищников: крылья крупных хищных птиц, челюсти и когти больших кошек и извилистые тела змей.
Критики отмечают, что теория Джонса требует большего количества данных, чтобы представить конкретные доказательства или быть принятой широкой аудиторией, но, тем не менее, это убедительная теория.