Скрытая судьба великого архитектора: почему Брунеллески, построивший главный собор Флоренции, на 30 лет покинул родной город

Филиппо Брунеллески – один из ярчайших символов эпохи Возрождения. Будучи человеком со сложным характером, он, однако, стал проводником новаторской архитектуры, изобретателем и политиком. Но жизнь его проходила в окружении завистников, соперничества и людской неблагодарности.

Рождение гения

Родился Брунеллески в 1377 году во Флоренции, в состоятельной семье. Отец был нотариусом и надеялся, что сын пойдет по его стопам. Филиппо получил неплохое образование, но в качестве профессии выбрал ювелирное ремесло.

Родители были не против. Возможно, потому что будущий гений отличался сложным характером, спорить и уговаривать было бесполезно. Он был честолюбив, скрытен, подозрителен. Но также невероятно талантлив, трудолюбив и ответственен.

По крайней мере, об этом свидетельствуют записи других людей, а как было на самом деле, никто точно не знает. Биография мастера была написана лишь спустя 30 лет после его смерти.

Незаурядная личность

Но есть несколько противоречивых фактов. Во-первых, ничего не известно о наличии у архитектора жены и родных детей. Скорее всего, их не было.

Во-вторых, Филиппо дружил с другим гением эпохи Возрождения – скульптором Донателло, а следовательно, он мог строить тесные и доверительные контакты. И "вишенка на торте" – мастер имел приемного сына, который от него впоследствии сбегал, но которому он в конце концов передал все свое немалое состояние.

Эти подробности важны для понимания сложного и противоречивого характера человека, по сути, запустившего маховик великой эпохи Возрождения. Не в одиночку, но толкнувшего его очень сильно. Так и должно было быть. Посредственная личность вряд ли смогла бы оставить столь яркий след в истории.

Начало творческого пути

С детства проявилось мастерство и тяга Брунеллески к живописи. Возможно, в нем "умер" великий художник. Любопытно, что именно Филиппо впоследствии ввел в рисунок понятие линейной перспективы. То есть он и в этой области оказался новатором.

Взяв на вооружение настойчивость, честолюбие и талант к рисованию, молодой человек очень быстро взлетел на вершины ювелирного дела. Он стал одним из лучших мастеров Флорентийской республики, да и всей Италии, создавая высококачественные ювелирные изделия. Его техника огранки была на высоте, при этом бонусом служили фантазия художника и пространственное видение создаваемой конструкции в голове.

Общественная жизнь

Достаточно быстро он заработал состояние. Еще будучи молодым человеком, Брунеллески погрузился в общественную и политическую жизнь. Во Флоренции царила своеобразная демократия. Важные вопросы общества решались коалиционно парламентариями, различными советами, общественными обсуждениями. Безусловно, главную скрипку играли богатейшие семьи, но и люди победнее имели свое слово.

К чему эти подробности? Они играют принципиальное значение в понимании жизни великого архитектора. Комиссии, советы и общественные слушания касались не только политики, но и творчества, и градостроительства, первоочередного воплощения тех или иных проектов, вопросов финансирования. Вся работа Брунеллески проходила в острой конкурентной борьбе с другими архитекторами, художниками, скульпторами. Возможно, эта борьба и закалила характер гения, сделала его скрытным и недоверчивым, боящимся воровства его идей и проектов.

Проигранное сражение

Жизнь Брунеллески била ключом, пока он не решил перейти на новый творческий уровень. Работа ювелира интересна, но мало почетна. Она не тешила честолюбие и не прочила славы. Когда в 1401 году городской совет объявил конкурс на создание входных бронзовых врат в большом строящемся Флорентийском баптистерии, Филиппо решил представить свой проект.

Одни из плохих его черт – нетерпимость к чужому мнению, критике и тотальная убежденность в собственном гении – сыграли с мастером плохую службу. Он проиграл конкурс и так распсиховался, что покинул Флорентийскую республику, отправившись в добровольное изгнание вместе с другом Донателло в Рим.

И победа в войне

Но это проигрышное сражение впоследствии привело к победе в войне. Филиппо не просто проедал свое состояние в Вечном городе. В позднем Средневековье Рим находился в состоянии полуразрухи и забытьи еще со времен нашествия варваров, позже норманнов и других завоевателей. Фактически это был музей под открытым небом с разрушенными древними храмами, дворцами, Колизеем, общественными зданиями.

Несколько лет Брунеллески изучал античную архитектуру, приемы строительства и материалы. Донателло, в свою очередь, античные статуи, чтобы позже, в 1440 году, создать непревзойденного Давида.

Именно здесь, изучая огромный безопорный купол Пантеона, Филиппо пришла идея создания купола для знаменитого нынче собора Санта-Мария-дель-Фьоре, более известного как Дуомо. Это будет вершина творчества и профессионального достижения великого мастера, но до его создания предстоял еще долгий и трудный путь.

Истинное Возрождение

В чем состояла суть эпохи Возрождения? Средневековье, особенно раннее, стало темной эрой в истории европейской цивилизации. После краха Западной Римской империи ее территорию заполонили варвары – менее развитые культурно и технически, но более сильные и кровожадные народы севера. В результате бесконечных войн и грабежей были утеряны ключевые технологии, разработанные еще во времена Античности. Культура и искусство также подверглись упадничеству.

К середине 14-го века Флоренция становится одним из самых богатых, больших и влиятельных городов континента. Чтобы подчеркнуть свое величие, горожане решили возвести церковь, равной которой в мире не было. Ее купол должен был быть огромных для того времени размеров, символизировать небеса обетованные на земле.

Собор начали возводить в далеком 1296 году. Но спустя столетие он так и не был завершен, несмотря на колоссальные вложенные средства. Предыдущие архитекторы, которые его строили, давно умерли. Если они и знали секрет строительства купола, то унесли его с собой.

К началу 15-го века собор был почти построен. Но он десятилетиями стоял "обезглавленным". Такое положение дел бросало тень на репутацию республики. В 1418 году члены городского совета предприняли очередную отчаянную попытку найти архитектора-мессию, который предложит нечто вменяемое. Со всей Европы собрались лучшие специалисты в строительной области. Но, как и раньше, предложенные ими варианты не подходили по разным причинам. Одни сочли фантастическими, другие – слишком дорогими, третьи – неприемлемыми.

Суть состояла в том, что требовалось возвести купол без монтажа строительных лесов, так как на Апеннинах ощущался дефицит подходящих деревьев. Даже если вырубить весь пригодный лес, его все равно могло не хватить. Кто-то предлагал сделать огромную насыпь, как при строительстве египетских пирамид, но и этот вариант был невыполним практически. При существовавших технологиях купол бы просто рухнул под собственным весом во время строительства.

И здесь на авансцене появился Брунеллески. Он уже выстроил в своей голове конструкцию, основываясь на собственных знаниях и опыте, почерпанном в Риме. Проблема заключалась в том, что его проект был революционным, и мало кто из комиссии понимал, как это будет происходить. Поначалу его даже высмеяли, но позже удалось убедить судей утвердить его идею.

На века

Брунеллески предложил конструкцию, которую он уже опробовал на предыдущих проектах, но в меньших масштабах. Надо сказать, что к 1420-м годам Филиппо был уже авторитетным и востребованным мастером. Обиды на горожан прошли, он вернулся на родину и стал одним из главных архитекторов республики.

Мастер предложил идею легкого стрельчатого восьмигранного свода с двойной оболочкой. Внутренняя была несущей, а наружная – защитно-декоративной, на которую монтировали черепицу. Строительство 42-метрового в диаметре купола шло без применения сплошной опалубки и строительных лесов, опирающихся на землю. Чтобы части купола не развалились, сверху они были прижаты архитектурным фонарем.

Важно, что параллельно Брунеллески изобретал приспособления, позволяющие вести работы на высоте, которых еще не было. Придуманная им конструкция подъемного крана до сих пор используется на театральных подмостках. По сути, Филиппо возродил и усовершенствовал древние технологии, отчего и целую эпоху позже назвали Возрождением.

Неблагодарные современники

Вы думаете, Брунеллески почивал на лаврах? Как бы не так. Да, его уважали, но лишь до первой крупной ошибки. Флоренция – это был клубок интриг, заговоров, конкуренции между кланами. Умение лавировать между ними – большое искусство.

Как уже говорилось, Филиппо строил много других объектов. В частности, им создана обширная сеть крепостей и укреплений, защищавших республику от многочисленных врагов. Однажды ему поручили взять укрепленный неприятельский город Лукку. Он решил запрудить реку выше по течению и затопить прилегающие территории. Но что-то пошло не так. Вода наводнила не окрестности города, а лагерь флорентийцев, осаждавших крепость.

Эта история вызвала большой резонанс. Горожане стали преследовать архитектора, травить его, словно и не было строительства величайшего сооружения средневековья – купола кафедрального собора. Почувствовав угрозу своей жизни, гений опять покинул родную страну. На этот раз уже надолго.

После прихода к власти клана Медичи в 1430-х годах на карьере Брунеллески был поставлен крест. Он еще курировал некоторые проекты, например строительство храма Санто-Спирито и базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, но в 1436 году ушел из жизни, оставив яркий след в истории и оказав влияние на судьбы людей.

Комментарии