Сразу походил на аристократа: почему на портретах Наполеон прячет одну руку

Многие из самых известных портретов Наполеона Бонапарта изображают императора французов с одной рукой, спрятанной под одеждой. С чем связана такая поза? По этому поводу существует несколько мнений. Писатель Джонни Уилкс, который освещает исторические темы, задался целью выяснить, какое из них соответствует действительности.

Изуродованная рука или больной желудок?

Поза с рукой, спрятанной за полой расстегнутого жилета, действительно характерна для многих портретов Наполеона. В ней он предстает в различных ситуациях – и когда находится в своем кабинете до начала русской военной кампании, полный спокойствия и гордого достоинства, и когда подавлен вследствие понесенного от Москвы поражения.

Существует мнение, которое, впрочем, не подкреплено никакими доказательствами, что на портретах Бонапарт прятал свою руку, потому что она была деформирована вследствие боевого ранения. Есть и другая версия, согласно которой, эта характерная поза связана с болезнью императора. Якобы он постоянно давил на живот, чтобы облегчить хроническую боль. Это предположение опирается на версию о том, что смерть Наполеона в 1821 году произошла от рака желудка.

Символ скромности

По мнению Джонни Уилкса, поза Бонапарта со спрятанной рукой на портретах объясняется совсем не особенностями его внешности или состоянием здоровья. Ее причину следует искать в традициях портретной живописи XVIII-XIX веков. Согласно видению Франсуа Нивелона, отраженному в «Книге благородного поведения», написанной в 1738 году, «рука в жилете» является символом «мужественной смелости, умеренной скромности».

В эссе Арлин Мейер отмечено, что подобная поза на портретах, написанных английскими художниками XVIII века, рассматривалась в качестве символа воспитанности позирующего. Этот взгляд восходит еще ко временам Древней Греции: политик и выдающийся оратор Эсхин, живший в IV в. до н. э., говорил, что выступление с рукой, спрятанной под хитоном, является признаком скромности.

Похвала императора

По всей вероятности, черпая вдохновение в античности, художники стали изображать государственных деятелей и других известных людей со спрятанной под одеждой рукой. В качестве примера можно привести портреты Джорджа Вашингтона и Моцарта.

Что же касается изображения Наполеона Бонапарта на картине 1812 года «Наполеон в своем кабинете», написанной Жаком Луи Давидом, то, по существующим сведениям, император не позировал ему именно в таком положении, какое мы видим на портрете. Но когда он увидел эту работу, воскликнул: «Вы поняли меня, мой дорогой Давид!» И с тех пор эта поза стала ассоциироваться с великим французом.

Комментарии
масонский знак