Проблемы с законом и потеря родных: каким на самом деле был летчик Михаил Девятаев, дважды обманувший смерть

Михаил Девятаев — легендарный советский летчик, во время ВОВ прославившийся дерзким побегом из-под самого носа немцев. Вместе с товарищами летчик покинул территорию концлагеря на угнанном фашистском самолете. За этот выдающийся подвиг Михаилу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Трудное детство

Родился Михаил Девятаев 8.07.1917 г. в поселке Торбеево в Тамбовской губернии. Отец будущего летчика Петр Тимофеевич был мастеровым человеком и работал на местного помещика. Мать Михаила Акулина Дмитриевна вела хозяйство и воспитывала детей, которых у супругов было тринадцать.

В школе Михаил учился хорошо. Однако у него были проблемы с поведением. Как-то в поселке Торбеево приземлился самолет. Подойдя к летчику, Девятаев спросил у него, как можно получить такую профессию, как у него. Пилот ответил, что нужно быть смелым, спортивным и дисциплинированным. После этого Михаил полностью изменил свое поведение в школе и стал примерным учеником.

Проблемы с законом и побег

Однако в возрасте 17 лет у Девятаева все же возникли проблемы с законом. Юноша собирал колоски на колхозном поле и был замечен за этим занятием. Чтобы не быть арестованным, в ту же ночь Михаил сбежал из родной деревни в Казань. Здесь он подал документы в авиационный техникум.

Девятаев уже представлял, как он будет управлять самолетом, но произошла ошибка. Вместо авиационного училища его документы ушли в речной техникум. Здесь Михаил и решил остаться. Но от своей мечты стать летчиком он не отказался.

Сначала Михаил записался в аэроклуб Казани, а окончив техникум, поступил в Оренбургское летное училище. Во время учебы Девятаев прилежно посещал лекции и постоянно тренировался. Став летчиком-истребителем, Михаил был направлен служить сначала в Торжок, а затем в Могилев.

Потеря родных

Семья Девятаева, оставшаяся в поселке Торбеево, была многодетной. А в те времена в таких семьях дети часто страдали от недоедания. Ко времени начала войны в доме Девятаевых из 12 детей осталось только 8. Остальные умерли от голода. Позднее 4 брата Михаила отправились на фронт. Домой никто из них не вернулся.

Остальные дети Петра Тимофеевича и Акулины Дмитриевны также умерли, не дожив до преклонного возраста. В конечном итоге в живых из всей многодетной семьи остался только Михаил.

Война

На фронт Михаил Девятаев отправился сразу же после начала войны — в июне 1941 года. Свой первый боевой счет он открыл уже через два дня, сбив немецкий бомбардировщик над Минском.

Позднее у Михаила было и множество других удачных вылетов. В конечном итоге его вместе с другими отличившимися пилотами отправили защищать Москву. Здесь при возвращении с одного из боевых заданий Девятаев был подбит, будучи атакованным группой фашистских бомбардировщиков.

Михаилу удалось спастись, но он попал в госпиталь, а затем по состоянию здоровья был зачислен в санитарную авиацию. В истребители Девятаеву удалось вернуться только в 1944 г. по протекции Покрышкина.

Дважды обманувший смерть

В июле 1944 года самолет Михаила был подбит над территорией противника в районе города Львова. Михаилу удалось спрыгнуть с парашютом и выжить, но при приземлении он получил травму головы. В бессознательном состоянии летчик был пленен и переправлен в Лодзинский концлагерь.

Сбежать из лагеря Девятаев попытался уже на следующий день после прибытия. За это он был объявлен смертником и отправлен в лагерь Заксенхаузен.

Выжить во второй раз Михаилу удалось лишь благодаря помощи советского танкиста, работавшего в лагере парикмахером. Танкист подменил нашивку с фамилией на робе летчика. Для немцев Михаил стал Степаном Никитенко в статусе не смертника, а штрафника.

Через некоторое время Михаила направили на работы в лагерь Узедом. Здесь немецкие инженеры разрабатывали новые крылатые и баллистические ракеты. Работы были сверхсекретными, а поэтому из заключенных отсюда назад никто не возвращался. Узнав об этом, Девятаев начал планировать побег.

Немецкий самолет и побег

Восьмого февраля 1945 года Михаилу Девятаеву и еще девяти пленным удалось угнать немецкий самолет «Хейнкель». Заключенные расправились с конвойным и бегом ринулись к стоящему неподалеку бомбардировщику.

Учиться управлять незнакомым самолетом Девятаеву пришлось прямо в воздухе. В погоню за «Хейнкелем» был выслан самый опытный пилот лагеря Гюнтер Хобом. Но ему не удалось найти бомбардировщик с беглецами. Задание сбить украденный самолет получил также немецкий ас Вальтер Даль. Однако Даль возвращался с задания, и у него на тот момент не осталось ни одного снаряда.

Пролетев 300 километров, Девятаев совершил посадку на территории Польши. Дальше лететь он не мог из-за обстрела советскими зенитчиками.

Арест

Помимо девятерых человек Михаил доставил в расположение советских войск важную информацию о засекреченном немецком центре и выдал координаты находящихся на реке стартовых установок. Немного позднее Узердом был атакован советскими войсками с воздуха.

Несмотря на предоставленные ценные сведения, Михаила, как и других красноармейцев, бежавших с ним из плена, поместили в фильтрационный лагерь НКВД. По иронии судьбы этот центр тогда находился на уже захваченной советскими войсками территории лагеря Заксенхаузен.

Рядовые из группы Девятаева, угонявшие с ним самолет, вскоре были отправлены на фронт. Офицеры же, включая Михаила, еще долго находились на проверке.

Встреча с Королевым

В 1945 г. в лагерь Заксенхаузен с целью изучения секретных немецких ракетных разработок прибыл конструктор Королев. Один из особистов вдруг вспомнил, что в этот момент в лагере находится летчик, лично побывавший на острове Узердом.

Михаил был немедленно приведен к Королеву и представлен ему как «товарищ Сергеев». В последующем Королев и Девятаев провели на полигоне Пенемюнде несколько дней. Затем конструктор отправился в Москву, а Михаил — обратно в лагерь. Позднее сведения, полученные конструктором на Пенемюнде, легли в основу создания первой советской ракеты.

Освобождение

В ноябре 1945 года Михаил Девятаев наконец был освобожден из фильтрационного лагеря. Однако при выходе в военном билете в графе «военная специальность» ему написали «артиллерист». Таким образом, путь в авиацию для Михаила был навсегда закрыт.

Капитан речного судна

Когда в военкомате Михаил рассказал о том, что всю войну прошел летчиком и угнал самолет из немецкого концлагеря, ему рассмеялись в лицо. Для Девятаева закрытое небо стало настоящей трагедией.

Чтобы прокормить семью, Михаил устроился дежурным в речной порт Казани. Позднее там же Девятаев много лет проработал капитаном суден на водных крыльях.

Награждение

Очередной крутой поворот в судьбе летчика произошел в 1957 году. После успешного запуска первого советского спутника в газетах в числе других вышла статья о подвиге Девятаева и девятерых его спутников. Так, через 12 лет после окончания войны с Михаила Девятаева было снято позорное клеймо возможного предателя Родины, а 15 августа 1957 года по инициативе Сергея Королева летчику было присвоено звание Героя Советского Союза.

Жена и дети

В Казани Михаил Петрович женился на девушке по имени Фаина. В 1946 году у пары появился первенец — сын Алексей. Через 5 лет Фаина родила Михаилу еще одного сына — Александра. В 1957 году у супругов появился третий ребенок — дочь Нэля.

В своих интервью прессе Михаил Девятаев признавался в том, что жена очень ревновала его к поклонницам. После признания подвига летчика ему со всей страны начали приходить письма от восторженных женщин.

Однако ревность Фаины Девятаевой была совершенно напрасной. Михаил не променял ее ни на одну красавицу до конца жизни. Оба сына Девятаевых в последующим поступили в медицинские вузы и стали кандидатами наук. Дочь Нэля окончила консерваторию и преподавала музыку в музыкальном училище.

Комментарии
Жаль, что при Сталине, многие советсткие Герои, не получили вовремя признание.