"Императрица имеет достаточно грубые черты лица": что говорили придворные о внешности Екатерины II
Екатерина Великая являлась женщиной прогрессивной, умной, воспитанной и очень образованной. Именно такой ее описывают историки. Подданные боялись и уважали царицу, называли ее красавицей, чтобы расположить к себе. Однако сама императрица весьма скептически относилась к своей внешности. Как и любой человек, она обладала несколькими физическими особенностями, которые иногда доставляли ей серьезные неудобства. Да и сплетни за ее спиной рождались самые разные. Что же говорили о ней ее подданные?
Глаза непонятного цвета
Императрица обладала удивительными глазами. Почти никто не мог сказать, какого же они цвета. Одни считали ее глаза карими, другие синими или серыми. Но все стало ясно после публикации работы историка Клода Рюльера, который сказал, что глаза у императрицы яркие, карие, с синим оттенком.
Многие считали, что Екатерина имеет довольно грубые черты лица. Они были большее мужскими, чем женскими. Острый подбородок, длинная шея, высокий лоб в те времена не считались эталонами красоты. Правда, прогрессивные люди говорили, что на широком царском лбу печать гения, ведь не зря она обладала интеллектом и переписывалась с лучшими умами современности.
Екатерина умела увеличивать рост
На самом деле Екатерина была довольно невысокого роста, но при случае умела казаться очень высокой. Остались заметки о том, что она умела будто бы возвышаться над толпой. За границей Екатерину тоже считали очень высокой, однако недоумевали, когда встречали ее в европейских дворах. Но объяснение такому преображению императрицы очень простое. Она старалась всегда высоко держать голову и внимательно следила за своей осанкой. Все это позволяло ей казаться выше.
Мужественная или женственная
В литературе и документалистике мы можем встретить описание того, что современники расходились во мнении, каким же было лицо Екатерины - мужественным или женственным. Некоторые описывали наличие двойного подбородка, приписывали крупный орлиный нос. Портретисты изображали ее с тяжелыми, мужскими скулами. При таком раскладе внешность кажется милой, но не очень одухотворенной, не подходящей к светлому лику императрицы.
Однако истинные ценители искусства такие портреты критиковали, утверждая, что они написаны лишь с одной целью - чтобы хуже изобразить правительницу. К примеру, так говорили о художнике Чемесове. Его портрет Екатерины раскритиковали. Зато сама императрица осталась очень довольна работой художника. Она даже пожаловала ему должность личного секретаря.
Болезненная полнота
Екатерина Великая была полной, но научилась искусно спрятать свои пышные формы с помощью одежды. Она носила платья очень широкие, длинные, с пышными рукавами. Когда с ней случился припадок, она упала. Слуги не смогли принять ее. Пришлось класть на пол матрас с кровати кровати, а затем на него водружать императрицу. Однажды Екатерина II отказалась позировать для художницы Виже-Лебрен. Та обиделась и в отместку написала довольно жестко, что лицом императрица все еще хороша, но вот тело имеет невероятно полное.
Зато Шарль де Линь написал, что отсутствие талии у Екатерины компенсируется чудесными плечами.
Сама Екатерина о своих физических проблемах предпочитала молчать. Именно поэтому мало кто знал, что с детства она страдала жесткими мигренями.
Была у Екатерины и еще одна особенность - она заряжала энергией предметы, к которым прикасалась. На ночь императрица повязывала голову платком из шелка. Утром он сыпал искрами. Искрили и простыни, на которых спала императрица. Правда, это тоже могут быть сплетни придворных о ней. Исторических данных о том, что Екатерина обладала такими способностями, нет.