Русская музыка в культовых фильмах Голливуда: русский эмигрант Дмитрий Темкин и его 4 "Оскара"
Музыка Дмитрия Темкина звучит в десятках американских картинах. Он писал композиции для лучших американских режиссеров старого Голливуда: Альфреда Хичкока, Фрэнка Капры, Говарда Хоукса и Джорджа Стивенса.
Песню на музыку Дмитрия Темкина Wild In the Wind исполняли такие звезды, как Барбара Стрейзанд, Дэвид Боуи, Нина Симон. В послужном списке русского эмигранта, помимо множества наград, четыре "Оскара".
В 1933 году Американская почтовая служба выпустила серию марок, посвященных музыке золотой эры Голливуда. На этих марках были изображены всего шесть композиторов двадцатых годов, самых выдающихся. Среди среди них — Дмитрий Темкин.
Как выходцу из России удалось сделать головокружительную карьеру на Западе и вписать свое имя в историю Голливуда? В каких американских картинах звучит музыка Темкина?
Сын врача и пианистки
Точная дата рождения Дмитрия Зиновьевич Темкина неизвестна. По одним данным, он появился на свет 10 мая 1894 года. По другим — в 1889-м. Однако доподлинно известно, что родиной голливудского композитора был город Кременчуг Полтавской области.
Его отец был врачом, мать - пианисткой. Мария Давидовна Темкина преподавала игру на фортепиано. Начальное музыкальное образование Дмитрий получил дома.
Аккомпаниатор и тапер
Уже в весьма юном возрасте он проявлял недюжинные способности и редкую работоспособность. В тринадцать лет стал студентом Петербургской консерватории, в семнадцать начал зарабатывать себе на жизнь.
Будучи студентом консерватории, Темкин аккомпанировал балерине Тамаре Красавиной, давал частные уроки и подрабатывал тапером. Быть может, в одном из петербургских кинотеатров и зародилась в его душе мечта создавать музыку для кинематографа.
Свободное время пианист проводил в модном заведении "Бродячая собака", куда нередко заходили Ахматова, Мандельштам, Гумилев и прочие представители тогдашней творческой богемы. Бывал там и Прокофьев — со знаменитым композитором Темкин был не только знаком, но и состоял в дружеских отношениях. И именно в "Бродячей собаке" он однажды впервые услышал музыку Ирвинга Берлина.
В Берлине
После революции Темкин покинул Россию. Он уехал в Германию, где к тому времени прочно обосновался его отец. В Берлине Темкин брал уроки у европейских мастеров, на досуге сочинял этюды, вальсы и фокстроты. Там же познакомился с Шаляпиным, который много рассказал ему об Америке и Голливуде. Молодой музыкант решил попробовать свои силы в Штатах.
В США
В конце двадцатых годов Дмитрий Темкин занимал должность музыкального директора в "Американском балете". Кроме того, работал аранжировщиком.
В 1925 году в Карнеги-Холле состоялся сольный концерт Дмитрия Темкина: звучали произведения Мориса Равеля и Александра Скрябина. Затем была работа в компании Universal, бродвейская постановка по пьесе Монтегю Гласса и, наконец, дебют в кинематографе.
"Степь, она и есть степь"
Кинематограф спас Темкина от надвигающегося экономического кризиса. "Американский балет" оказался на грани разорения, а тут вдруг поступило предложение о написании музыки к фильму.
Кинематографическая карьера Темкина началась в 1929 году. Уже в начале тридцатых он был одним из самых успешных композиторов Голливуда. Причем популярность ему принесли вестерны — картины в сугубо американском жанре.
Нередко композитора спрашивали, как ему, выходцу из небольшого украинского города, удается так точно и проникновенно передавать дух равнин американского Запада. Темкин отвечал: "Степь, она и есть степь". Причем английское слово steppe он предпочитал более распространенному в речи американцев prairie.
"Потерянный горизонт"
С этого фильма началось совместное творчество Фрэнка Капры и Дмитрия Темкина. Композитор в процессе работы над "Потерянным горизонтом" применил новые приемы. Он использовал необычные тембровые комбинации, всячески экспериментировал со звуком, создавал музыкальное сопровождение даже для диалогов. Фильм собрал несколько "Оскаров". Темкин был номинирован на престижную кинонаграду.
В годы Второй мировой войны композитор писал музыку для пропагандистских документальных картин. За шесть лет его фильмография пополнилась двенадцатью работами, за одну из которых он получил награду от Американского военного ведомства.
"Оскар"
Триумфальным для Темкина стал пятьдесят третий год. Он получил два "Оскара" — за музыку к фильму "Ровно в полдень" и за песню Do Not Forsake Me, написанную в 1952-м, собственно, для этого вестерна.
Еще дважды ему присуждали главную американскую кинонаграду: в 1955-м за музыку к фильму "Высокий и могучий" и спустя три года за саундтрэк к экранизации повести Хемингуэя "Старик и море".
Возвращение в Европу
Счастливая голливудская жизнь закончилась для Темкина в 1967-м. В том году умерла его жена Альбертина Раш. По возвращении с похорон Темкин стал жертвой грабителей, которые избили его в его же собственном доме. Вскоре композитор продал виллу и покинул Штаты.
С 1968 года он жил в Лондоне. В 1972-м женился на представительнице известного аристократического семейства и примерно в это время занялся продюсерской деятельностью.
Русский эмигрант внес существенный вклад в развитие американского вестерна. Однако завершил свой кинематографический путь работой над фильмом о великом русском композиторе.
Последние годы
Картина "Чайковский" Игоря Таланкина была поставлена на "Мосфильме" в 1970-м. Дмитрий Темкин, работавший над музыкальным сопровождением, в том году побывал в Москве — впервые с 1921-го. За музыку к "Чайковскому" он получил четвертый "Оскар".
Легендарный голливудский сочинитель скончался в 1979 году в Лондоне. Некоторые его композиции звучат в фильмах, снятых после его смерти. Например, в "Бесславных ублюдках" Тарантино.