Розовое безумие продолжается: история куклы Барби, которая с выходом одноименного голливудского фильма получила вторую волну популярности

В нашей стране повальное увлечение заокеанской куклой Барби началось в 2000-х, а у себя на родине белокурая красотка стала знаменитой намного раньше. Детям она нравилась за возможность расчесать ей волосы и подобрать наряд, отцам – за реалистичные формы женской фигуры. Удивительно, но и сегодня юные модницы готовы заказать на день рождения “ту самую” Барби.

Все начинается с детства

У американки Рут Москович практически не было игрушек. Ближе ей было общество мальчишек, с которыми родители всегда разрешали озорной дочурке провести время во дворе. Мальчишеский характер еще даст о себе знать во взрослой жизни, однако надолго в компании сверстников Рут задержаться не пришлось: родители держали небольшой бизнес, и она была вынуждена продавать газировку и помогать в аптеке. Рожденная в семье польских эмигрантов, вскоре она перебралась к старшей сестры, у которой осталась на последующие двадцать лет. Вырваться из клетки поспособствовало знакомство на дискотеке с начинающим художником Эллиотом Хэндлером. Молодой человек страшно увлекался творчеством, а потому был беден. Однако влюбленная в него Рут упорхнула из домашнего гнезда без капли сожаления.

Первый бизнес

Перебравшись в середине 30-х годов в Лос-Анджелес, супруги занялись изготовлением различных деревянных вещиц – от милой домашней утвари до комнатной мебели. Эллиот оказался “рукастым” парнем и обожал что-нибудь мастерить из дерева. Он открыл гаражную мастерскую, где работал над небольшими заказами по дереву. А однажды смастерил кукольный домик, показал его знакомым, и уже через какое-то время сарафанное радио разнесло эту новость так, что желающие приобрести детскую игрушку выстраивались у порога дома в очередь.
У супругов родились дети – дочь Барбара и сын Кеннет. Родители поняли, для кого можно мастерить деревянные игрушки. Подобное “увлечение” быстро вышло за рамки домашнего, превратившись в настоящий бизнес, принесший вскоре и известность, и богатство.

Никаких пупсов!

Если у самой Рут практически не было возможности вдоволь насладиться в детстве игрой в куклы, за нее это сполна сделала дочь Барбара. Как и многие ее ровесницы, она увлекалась куклами – вернее пупсами, которыми американский рынок был перенасыщен. Барбара переключилась на картонных кукол, которым можно было придумывать и менять наряды – просто и не дорого! Однажды Рут наблюдала, как дочь устраивала целое представление со своими почти что живыми игрушками – говорила за них диалоги, придумывала им профессии, наделяла человеческими качествами. Этого было достаточно, чтобы задуматься: а почему бы не сделать кукол максимально реалистичными?

Главное - идея!

Женщина вспомнила семейную поездку в Швей­царию, где в витрине ма­газина ей попалась популярная тогда в стране кукла Бильд Лилли. Игрушка выпускалась исключительно для коллек­ционеров, хотя обладала реалистичной фигурой и чертами взрослого человека. Предприимчивая Рут не думала воровать швейцарскую игрушку, а лишь позаимствовала идею создания ей подобной для своей дочери. На протяжении трех лет они с супругом прорабатывали детали своего главного детища – выбирали материал, продумывали дизайн и одежду. В творческих идеях супруги лишь не спорили по поводу выбора имени – конечно, будущая игрушка была названа в честь дочери.

Первый выход в свет

В 1959 году в Нью-Йорке прошла крупная между­народная выставка игру­шек, собравшая тысячи взрослых и детей, желавших увидеть новейшие достижения в этой области. Гостей радовали новыми конструкторами и машинками, но внимание неожиданно переключилось на белокурую красавицу Барби.

Барби была первой куклой не пупсом. Рут не сомневалась в успехе своего детища, хотя не обошлось без критики. По случаю выставки New York Times выпустила короткую заметку, но ее вполне было достаточно, чтобы о кукле говорили вокруг. И все же, пока что оставался единственный момент, немного смущавший и самих создателей Барби, и ее зрителей – излишние женственные формы куклы и тяжелый макияж.

Первая партия Барби по цене в три доллара поступила в продажу, и о ней узнали широкие массы. Взрослым все труднее удавалось отговорить своих отпрысков от покупки игрушки. Вместе с куклой продавалась и одежда для нее. Лишь в 60-х Барби претерпела внешние изменения – черты лица были сглажены, часть косметики убрана, женские формы стали менее заметны. Теперь Барби действительно была похожа на детскую игрушку, с которой девочкам хотелось играть.

Барби расширяет линейку

Секс-символ середины XX века Джейн Мэнсфилд считается прототипом куклы. Вслед за блондинкой, в продаже появились Барби-брюнетки, а чуть позже компанию составил Кен. Детской аудитории нужны были новые лица, и кукольная семья разрослась: подруга Мидж, сестра Скиппер, ку­зина Фрэнси (первая темнокожая героиня), а также с десяток других приятелей.

Боль­шинство детей хотели со­брать всю линейку, а с выходом Барби в разных профессиях у куклы появилось большое число коллекционеров. Так, люди “охотились” за кукольной версией хирурга, бизнесвумен, президента и даже астронавта при том, что первая женщина-астронавт отправилась в космос намного позже. Помимо этого, в продажу пошли канцтовары с символикой Барби, одежда с принтами и первые мультфильмы, а также официальная биография. Барби получила мировую славу, стала самой известной детской куклой. Производители выпустили ее латиноамериканскую и афроамериканскую версии. Теперь можно было купить Барби в хиджабе, в инвалидном кресле и даже “растущую” Барби, у которой тело удлинялось на несколько сантиметров.

Нет предела совершенству

С каждым годом кукла приобретала новые особенности: у Барби могли открываться и закры­ваться глаза, сгибаться руки и ноги, стала подвижной талия. Тем не менее, на всем жизненном пути Барби находились те, кто выступал с ее критикой. Так, отрицательную оценку получила говорящая кукла из-за своего скудного словарного запаса: все фразы оказались очень банальными, а хотелось, чтобы она чему-то учила подрастающее поколение. Кроме того, многие родители беспокоились за излишнее желание дочерей иметь такую же фигуру, готовых садиться на самые жесткие диеты – другими словами, назревала серьезная проблема анорексии. Но на такие “выпады” публики производители нашли ответ: в 2015 году свет увидели несколько кукол с разными типами фигур: одна более высокая, дру­гая миниатюрная, третья - пышнотелая. На любой вкус, цвет и фигуру, как попытка угодить всем и сразу.

Идеал на экране

Интерес к Барби заметно снизился из-за конкуренток, появившихся на рынке в последнее десятилетие. Новые куклы, включая Bratz, показались детям более интересными и привлекательными. Но вышедший летом 2023 года одноименный голливудский фильм подарил Барби второе дыхание. А еще он возродил бешеный спрос на розовое. Киностудия отмечает успех – при бюджете в 100 миллионов кассовые сборы составляют около 1,5 миллиардов, “Барби” прошелся по кинотеатрам многим стран, включая Россию. Киноиндустрия готова вложиться в новые части франшизы, чтобы сделать из Барби настоящий тренд. Чем не повод для создателей задуматься, что еще необычного они могут предложить публике?

Комментарии