Устаревшая модель французских истребителей Mirage 2000 или МиГ-31: сравнение технических характеристик

Стратегическое или тактическое завоевание господства в воздухе дает возможность существенно изменить ситуацию на земле. Для этой цели военно-воздушные силы применяют специальную военную технику. Среди самых эффективных многоцелевых самолетов особое место занимают советский скоростной перехватчик МиГ-31 и французский истребитель Mirage 2000. Сравнить тактико-технические характеристики и возможности этих боевых машин попробуем в данной статье.

Знакомство с МиГ-31

Этот самолет является двухместным сверхзвуковым высотным всепогодным истребителем-перехватчиком дальнего действия. По классификации НАТО данная авиамодель значится как Foxhound. МиГ-31 разрабатывался в 1970-х годах и стал первым советским боевым самолетом четвертого поколения. Базой для истребителя послужил МиГ-25. На вооружение был принят в 1981 году. Изначально он создавался для перехвата крылатых ракет. Сегодня боевые задачи МиГ-31 – перехватывать и уничтожать воздушные цели, находящиеся на больших, средних и малых высотах. Этот истребитель способен действовать в ночное и дневное время, а также при любых метеоусловиях. Стоит отметить, что этот самолет способен преодолевать активные и пассивные радиолокационные помехи, применяемые противником, а также ложные тепловые цели. Как утверждают специалисты, четыре таких перехватчика способны осуществлять контроль воздушного пространства протяженностью до 110 км. До 1994 года, когда было завершено серийное производство, изготовили 519 самолетов самых разных модификаций.

О Mirage 2000

Проектировочные работы по французскому многоцелевому истребителю «Мираж» велись в 1970-х годах. В отличие от советского аналога, этот истребитель четвертого поколения был принят на вооружение в 1984 году. До 2006 года он считался основным боевым самолетом Франции. Также его используют некоторые государства Европы, Азии и Латинской Америки. Сборка Mirage 2000 была прекращена в 2007-м. Эту боевую авиаединицу должен заменить многоцелевой истребитель Dassault Rafale, который состоит на вооружении Франции с 2006 года.

Конструкции истребителей

Особенность Mirage 2000 заключается в наличии дельта-крыла, что положительно отразилось на его отличной маневренности и скоростных возможностях. В ходе проектирования истребителя использовалась аэродинамическая схема планера, в которой не предусмотрено наличие отдельных плоскостей для управления высотой. Эта функция выполняется только плоскостями, которые установлены на задней кромке крыла. В МиГ-31 применялась нормальная аэродинамическая схема, в которой предусмотрено высоко расположенное трапециевидное крыло, вертикальное двухкилевое цельноповоротное горизонтальное оперение. В Mirage 2000 используется цельнометаллическое многолонжеронное крыло с низкой удельной нагрузкой. Каждая консоль крыла снизу и сверху оснащена воздушными тормозами. Для изготовления каркаса французского истребителя использовались композиционные материалы, что обеспечивает его высокую производительность и эффективность топлива. Из легких сплавов и углепластиков в «Мираже 2000» выполнена обшивка киля, руль направления и отсек радиоэлектронного оборудования. В истребителе имеется трехстоечное шасси с носовой опорой.

В МиГ-31 также используется трехопорное шасси, которое убирается против полета в отсеки фюзеляжа с помощью гидравлики. Экипаж состоит из двух пилотов: летчика и штурмана-оператора. Пилоты располагаются в двух отдельных герметичных кабинах, которые друг от друга отделяет прозрачная 10-миллиметровая перегородка, изготовленная из плексигласа. Обе кабинки оснащены катапультируемыми креслами К-36ДМ. В Mirage 2000 экипаж состоит из одного человека. Располагается пилот в катапультируемом кресле «Мартин-Бейкер F10Q».

Об управлении истребителями

Mirage 2000 оборудован электродистанционной системой управления с четырехкратным дублированием и аварийным каналом, который питает отдельная аккумулятивная батарея. Благодаря ей самолет обладает достаточной устойчивостью и управляемостью во всем диапазоне скоростей и высот. Воздушные тормоза и шасси, а также управленческие приводы функционируют за счет двух гидравлических систем с давлением 280 атм. В качестве источников энергии в «Мираж» 2000 используются генераторы (2 шт.) по 20 кВА и аккумуляторная батарея, емкость которой составляет 40 амперчасов.

В МиГ-31 управление осуществляется посредством трехканальной системы в автоматическом и в ручном режиме. Отклонение стабилизатора и направляющих рулей производится гидроусилителями, которые посредством жестких тяг соединены с командным пультом. В этом самолете предусмотрено двойное управление с основными органами в кабинке штурмана.

Силовые установки

Европейская боевая машина оснащена одновальным двигателем М53, в котором используется трехступенчатый вентилятор, пятиступенчатый компрессор, кольцевая камера сгорания, электронная система автоматического управления и двухступенчатая охлаждаемая турбина. Сухая масса двигателя составляет 1500 кг.

В МиГ-31 используется модульный двигатель Д-30Ф6 (2 шт.) с трубчато-кольцевой камерой сгорания и двухступенчатыми турбинами низкого и высокого давления. Масса каждой силовой установки - 2146 кг.

Чем вооружена европейская авиамодель

Вооружение «Миража 2000» может быть разным. Этот самолет комплектуется двумя 30-миллиметровыми пушками DEFA 554 по 125 снарядов на каждую, а также различными бомбами и ракетами. На вооружении Mirage 2000 имеются три ракеты «воздух-земля» (2 Armat или AM.39 или AS.30L и 1 ASMP), четыре ракеты «воздух-воздух» (по 2 ед.) MICA или R550 Magic и Super 530. Кроме того, истребитель комплектуется четырьмя блоками MBDA LR F4 с восемнадцатью 68-миллиметровыми неуправляемыми ракетами, двумя корректируемыми 990-килограммовыми (MBDA BGL) и свободнопадающими бомбами (16 ед. MBDA Duranbal по 219 кг. и 6 ед. MBDA Belouga по 305 кг.). В целом боевая нагрузка французского истребителя составляет 6200 кг.

О вооружении советского перехватчика

По своему вооружению этот истребитель нисколько не уступает Mirage 2000. Местом для установки шестиствольной автоматической 23-миллиметровой пушки, рассчитанной на 260 снарядов, стал обтекатель с правого борта фюзеляжа. Скорострельность пушечного ударного комплекса ГШ-6-23 составляет 8000 выстрелов в минуту. Ниже в полуутопленном положении на пусковых устройствах размещены четыре управляемые ракеты «воздух-воздух» большой дальности (120 км) Р-33. Также в МиГ-31 используются две ракеты средней дальности (80 км) Р-40Т и четыре малой Р-60. МиГ-31 комплектуется одной ракетой «Кинжал» класса «воздух-поверхность» дальностью свыше 1000 км. Эти ракеты более опасны, поскольку способны лететь с гиперзвуковой скоростью и оставлять после попадания пепелище радиусом около 2000 км. Кроме ракет «воздух-поверхность» и «воздух-воздух» в МиГ-31 используются 500-килограммовые бомбы с лазерным наведением, противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-58 и Х-31П. При полном комплектовании максимальная боевая нагрузка МиГ-31 составляет 9000 кг.

Сравнение тактико-технических характеристик

Авиационным боевым машинам присущи такие ТТХ:

  • Длина «Миража 2000» составляет 14,36 м, МиГ-31- 22,69 м.
  • Размах крыла – 9,13 м. В советской модели – 13,46 м.
  • Масса пустого Mirage 2000 – 7500 кг. МиГ-31 – 21 820 кг.
  • Взлетная масса Mirage 2000 составляет 17 000 кг, МиГ – 46 750 кг.
  • Дальность полета Mirage 2000 – 1852 км, МиГ-31 – 3000 км.
  • «Мираж 2000» способен развить дозвуковую крейсерскую скорость 1380 км/ч и сверхзвуковую – 2340 км/ч. В Foxhound эти показатели составляют 950 и 2800 км/ч.
  • Скороподъемность Mirage 2000 – 284 м/с. В МиГ-31 данный показатель составил 250 м/с.

Стоимость авиационных боевых машин

Стоимость одного французского многоцелевого истребителя варьируется в пределах 30-79 млн долларов. Экспортная стоимость советского перехватчика - 35 млн.

Комментарии