Школьники, которые читают книги каждый день, более успешны в учебе: исследование
Польза чтения для детей вне школы вновь нашла свое научное доказательство. Ученые выяснили: чтение книг во внеучебное время положительно сказывается на успеваемости детей. Однако не вся литература одинаково полезна. Дают рекомендации и рассказывают о нюансах внеклассного чтения специалисты Калифорнийского университета.
Внеклассное чтение
Привычка читать в свободное время по праву считается одной из самых полезных. Расширение кругозора, совершенствование языка и грамотности, повышение концентрации - вот далеко не полный перечень пользы, исходящей от книг.
Дабы в очередной раз подтвердить полезность внеклассного чтения, ученые Калифорнийского университета, совместно с коллегами из Университета Малаги, провели исследование. Результаты эксперимента помогли выявить точное влияние внепрограммных книг на успеваемость детей.
Исследование
Исследование охватило 43 000 детей в возрасте 10-11 лет. Их опрашивали на предмет чтения во внеурочное время. Кто, сколько и что читает - вот основные вопросы.
Дабы проследить влияние полезной привычки, ученые обратились к тем же детям, но уже спустя три года. Благодаря ранее задокументированным ответам и статистике успеваемости, удалось выяснить, что успеваемость читающих детей на 0,22 балла выше, чем у их не любящих книги сверстников. Именно такая разница наблюдается в средней оценке по контрольным тестам - аналогам знакомых нам контрольных работ.
Конечно, такой результат может показаться незначительным. Однако, по оценкам экспертов в области образования, именно настолько растет оценка среднего ученика примерно за 3 месяца добросовестного обучения. Это говорит по крайней мере о том, что книголюбы развиваются в интеллектуальном плане быстрее, чем их нечитающие одноклассники.
Качество литературы
Ускоренное развитие любящих чтение детей - не единственный вывод ученых. Они также выявили, что определенные виды литературы в разной степени влияют на успеваемость.
Согласно исследованию, чтение комиксов, журналов и ежедневных газет никак не сказывается на успеваемости учеников. Короткие рассказы влияют на результаты обучение, однако в гораздо меньшей степени, чем качественная литература.
Именно чтение классики литературы и полноценных книг способствует полноценному интеллектуальному развитию. Исходя из этого был сделан вывод: молодежь нуждается в поощрении чтения классической литературы.
Влияние родителей
Исследователи также опрашивали и родителей учеников. Выяснилось, что привычка к чтению, по большей части, заимствуется от старшего поколения. Разумеется, подобного не наблюдается в выборе литературы, поскольку вкусы поколений разнятся.
Однако положительно повлиять на ребенка все еще можно с помощью проверенного метода: показать на своем примере. Разговоры о прочитанных книгах и любимых авторах также способствуют развитию интереса к литературе.
Что читают подростки?
Различия в выборе литературы свойственны не только для разных возрастов, но и среди сверстников. Вкусы разделились по вполне привычным основаниям: пол, благополучие семьи, средняя успеваемость.
Выяснилось, что девочки читают полезную литературу (книги, статьи и рассказы) гораздо чаще мальчиков. Мальчики, в свою очередь, не сильно отстают в своем рвении к чтению, однако предпочитают комиксы и журналы.
Дети из благополучных семей гораздо чаще читают в целом. Это касается всех типов текстов: полезных и не очень. Очевидно, сказывается влияние родителей.
Средняя успеваемость была выше у тех детей, кто предпочитал читать книги и рассказы. Газеты и журналы оказались бесполезны в вопросах влияния на уровень образования.
Учиться, учиться и еще раз учиться
Как выяснилось, не вся литература одинаково полезна. Однако это не повод заставлять своего ребенка читать сложную для него классику, тем более "из-под палки".
Страсть к чтению - это качество личности, которое должно прививаться постепенно и образовываться естественно. Насильное прочтение внеклассных списков редко бывает интересным и совсем не приносит пользы.
Вспомните списки книг на лето, которые нам выдавали в конце каждого учебного года. Их прочтением занимались 2-3 человека из класса, не говоря уже о полном понимании текста.
Внеклассное чтение должно быть прежде всего интересно читателю. Именно в этом случае оно вызовет ожидаемый эффект. Когда ребенок заинтересован в читаемом материале, он действительно развивается куда быстрее сверстников, поскольку уже имеет вектор развития.
Не стоит огорчаться, если подросток ограничивается чтением журналов и статей. Постепенно, с возрастом, он придет к более серьезной литературе. Самое важное, чтобы он был заинтересован в том, что читает.