Популярные сети закусочных приклеили фаст-фуд на стену, чтобы посмеяться над художественной инсталляцией Маурицио Каттелана
3 декабря на художественной выставке «Арт-Базель» в Майами была представлена арт-инсталляция современного итальянского художника Маурицио Каттелана. Композиция под названием «Комедиант» представляет собой обычный банан, приклеенный скотчем к стене. Такое «произведение искусства» наделало немало шума. Теперь в интернете становится популярным флешмоб «приклей еду к стене». К нему присоединились и сети ресторанов быстрого питания «Бургер Кинг» и Popeyes Chicken.
Банан за $120 000
Когда на выставке «Арт-Базель» посетители увидели банан, приклеенный скотчем к стене, то сначала подумали, что это шутка. Оказалось, что они ничего не понимают в современном искусстве. Арт-инсталляция была продана на аукционе французскому коллекционеру, пожелавшему остаться анонимным, за сто двадцать тысяч долларов!
Дальше было больше. Маурицио Каттелан, увидев такой спрос на свое произведение искусства, создал еще две копии. Они были проданы еще дороже: за сто пятьдесят тысяч. Самое интересное, что все покупатели оказались французами. Кстати, последнюю инсталляцию выкупил сам музей. Видимо, на память.
Экспонат вызвал такой ажиотаж среди посетителей выставки, что в минувшее воскресенье было принято решение изъять его. Администрация «Арт-Базель» отметила, что «популярность произведения искусства представляет угрозу для безопасности людей».
Флешмоб
Банан на стене стал настоящим мемом в социальных сетях. Люди стали клеить на стену различные предметы – съедобные и несъедобные – и выкладывать фото в интернете. Не остались в стороне и рестораны быстрого питания. Например, Popeyes Chicken приклеили к стене гамбургер, а внизу поставили цену: $120,003.99 . Откуда такая сумма? Они просто приплюсовали стоимость гамбургера ($3.99) к стоимости арт-инсталляции, проданной за сто двадцать тысяч долларов. Снимок своего шедевра сотрудники Popeyes Chicken выложили на своей официальной странице в "Твиттере", отметив, что гамбургер был сделан из поджаренной булочки, соленых огурцов, жареной курицы и майонеза. Кстати, позже пародия на знаменитую арт-инсталляцию также была выставлена в одной из художественных галерей.
Далее эстафету подхватила сеть ресторанов быстрого питания "Бургер Кинг". Они также приклеили к стене скотчем гамбургер и опубликовали фотографию в социальной сети. Правда, для сравнения рядом выложили снимок шедевра итальянского художника. Мол, смотрите: банан стоит сто двадцать тысяч долларов, а наш гамбургер – всего 0,01 евро.
Эффектный перформанс
Кстати, на выставке, когда арт-инсталляция «Комедиант» еще висела на стене, произошел курьезный инцидент. Один из посетителей взял банан и просто его съел на глазах у изумленной публики. Эффектный перформанс устроил другой художник – уроженец Тбилиси Дэвид Датуна. Все действо было снято на камеру, а ролик позже выложили в интернете.
Сам Датуна назвал свой перформанс «Голодный художник». Также он отметил, что уважает творчество Кателлана. После этого инцидента Дэвид был выведен охранниками из галереи, но свою минуту славы он явно успел получить.
Покупателя арт-инсталляции поспешили успокоить. Ему не стоит огорчаться по поводу съеденного банана, поскольку произведение искусства предоставляется со специальным сертификатом, подтверждающим ценность работы. То есть в любое время можно приклеить другой банан: стоимость «шедевра» от этого не изменится.
Символизм
Что же означает арт-инсталляция «Комедиант»? Что хотел донести провокационный художник людям? Маурицио Каттелан рассказывает, что во время путешествий всегда клеил банан к стене и не знал, как закончить композицию. Ему казалось, что не хватает какого-то финального штриха. В итоге однажды утром художник проснулся и осознал простую вещь: банан должен оставаться бананом.