От туалетов до смартфонов и автомобилей: почему все в мире разрабатывается для мужчин и неудобно для женщин?
Манекены для краш-теста, основанные на «среднем» мужчине, являются лишь одним из примеров того, как современное общество забывает о женщинах и подвергает их жизни большому риску.
Женщины, которых нет
Когда телеведущая Сэнди Токсвиг изучала антропологию в университете, один из профессоров показал студентам фотографию роговой кости с 28 отметками на ней. «Это, - сказал профессор, - считается первой попыткой человека создать календарь». Токсвиг и ее сокурсники с восхищением смотрели на кость. «Скажите мне, - продолжил профессор, - что нужно знать человеку, когда прошло 28 дней? Я подозреваю, что это первая попытка женщины создать календарь месячных».
Однако для большей части человеческой истории проблема месячных никак не актуализирована. Первобытного человека описывают исключительно как охотника и собирателя, в то время как охотниками и собирателями были лишь мужчины. Когда дело доходит до другой, прекрасной (или слабой) половины человечества, часто остается только тишина. И это молчание везде. Фильмы, новости, литература, наука, городское планирование, экономика, истории, которые мы рассказываем о нашем прошлом, настоящем и будущем, все отмечены - искажены - женским «отсутствующим присутствием». Это гендерный разрыв в данных.
Последствия молчания
Это молчание, эти пробелы имеют последствия. Они влияют на жизнь женщин каждый день. Воздействие может быть относительно незначительным - например, многие женщины изо всех сил пытаются достичь верхней полки, установленной с мужской нормой роста. Это многих раздражает, конечно. Но это, по крайней мере, не опасно для жизни. Это не похоже на аварию в машине, тесты безопасности которой не учитывают пропорции тела женщин. Не похоже на смерть от ножевой раны, потому что ваш полицейский бронежилет не подходит вам должным образом из-за пола. Для женщин в профессиях, связанных с опасностью, последствия жизни в мире, построенном на данных мужского пола, могут быть смертельными.
Разрыв в гендерных данных является как причиной, так и следствием того типа мышления, при котором человечество воспринимается почти исключительно как "коллективный мужчина". В мюзикле 1956 года «Моя прекрасная леди» фонетик Генри Хиггинс сбит с толку, когда после долгих месяцев беспощадных нападок его жертва-протеже Элиза Дулиттл наконец дает сдачу. «Почему женщина не может быть больше похожа на мужчину?» - ворчит он.
Но увы и ах, дамы на парней совершенно не похожи, и с этим приходится как-то жить. Но мужчины так жить не хотят и упорно игнорируют женские потребности. Даже женские туалеты сконструированы по мужскому принципу - количество унитазов там такое же, как и в мужских, что приводит к огромным очередям, так как дамы справляют свои потребности гораздо медленнее.
Когда женская работа становится смертельной
Формула для определения стандартной температуры в офисе была разработана в 1960-х годах на основе уровня метаболизма среднего человека (естественно, мужского пола). Но недавнее исследование показало, что уровень метаболизма у молодых взрослых женщин, выполняющих легкую офисную работу, значительно ниже, чем стандартные значения для мужчин, выполняющих ту же самую деятельность. Фактически эта формула может переоценить уровень метаболизма у женщин на 35 %, а это означает, что в настоящее время офисы в среднем на пять градусов холоднее для женщин.
У мужчин и женщин разные иммунные системы и гормоны, которые могут играть роль в поглощении химических веществ. Женщины, как правило, меньше мужчин и имеют более тонкую кожу, что снижает их толерантность к различным токсинам. Этот более низкий порог толерантности усугубляется более высоким процентом жира в организме, в котором могут накапливаться некоторые химические вещества.
Профессиональные риски
Большая часть исследований химических веществ была сосредоточена на их поглощении через кожу. Но многие из тех, которые используются в маникюрных салонах, чрезвычайно летучие, что означает, что они испаряются при комнатной температуре и могут вдыхаться вместе со значительным количеством пыли, образующейся при наращивании акриловых ногтей. Исследования о том, как это может повлиять на сотрудниц, работающих в салонах, практически отсутствуют.
Существует мало данных о травмах женщин на стройке, но Нью-йоркский комитет по безопасности и гигиене труда (NYCOSH) указывает на проведенное в США исследование профсоюзных плотников, которое показало, что у женщин отмечается более высокий уровень растяжений, напряжений и нервных защемлений запястий и предплечий, чем у мужчин. Учитывая недостаток данных, трудно точно понять, почему это так, но можно с уверенностью сказать, что, по крайней мере, часть вины приписывается стандартному оборудованию строительной площадки, спроектированному на основе мужского тела.
Большая часть средств защиты не подходит женщинам
Различия в пропорциях груди, бедрах и ногах могут повлиять на то, как застежки будут крепиться на ремнях безопасности. Отчет TUC за 2017 год показал, что проблема с неподходящими средствами индивидуальной защиты была наихудшей в службах экстренной помощи, где только 5 % женщин заявили, что их средства индивидуальной защиты никогда не мешали их работе. Проблемы с выделенными бронежилетами, шлемами, жилетками высокого класса и куртками остаются актуальными для женщин до сих пор. Все это можно назвать несознательной дискриминацией женщин.
Шведский пример
В 2018 году Астрид Линдер, директор по исследованиям безопасности дорожного движения в Шведском национальном научно-исследовательском институте дорожного движения и транспорта, представила доклад на конференции «Безопасность дорожного движения на пяти континентах» в Южной Корее, в котором она ознакомилась с нормативными требованиями краш-тестов в ЕС. Ни в одном тесте не требуется антропометрически правильный манекен для краш-теста. Проверка ремней безопасности, одно из испытаний на лобовое столкновение и тесты на боковое столкновение зачастую предполагают лишь использование мужских манекенов. Существует один нормативный тест в рамках европейского транспортного законодательства, который требует использование так называемого женского манекена 5-го процентиля. Только 5 % женщин будут ниже, чем этот манекен. Но есть ряд пробелов в данных. Для начала, этот манекен тестируется только на пассажирском сиденье, поэтому у нас нет никаких данных о том, как будет влиять авария на женщину-водителя. Это большая проблема для водителей прекрасного пола. И во-вторых, этот женский манекен не совсем женский. На самом деле это просто уменьшенный мужской манекен.
Почему женщины чаще страдают из-за аварий
Потребительские тесты могут быть несколько более строгими, чем нормативные. Появление в США женских манекенов для краш-тестов в 2011 году привело к резкому падению рейтингов автомобилей. С 2015 года организации по обеспечению автомобильной безопасности используют мужские и женские манекены во всех краш-тестах. Представители этих организаций утверждают, что женские манекены основаны на женских антропометрических данных, хотя и используются очень редко. До сих пор они зачастую попросту используют уменьшенные мужские манекены. Но женщины - это на самом деле далеко не уменьшенные мужчины. У нас разное распределение мышечной массы. У представительниц прекрасного пола более низкая плотность костной ткани. Существуют различия в расстоянии между позвонками у мужчин и женщин. Даже наши тела очень сильно отличаются. И все эти различия имеют решающее значение, когда речь идет о травмировании при автомобильных авариях.
Плохие новости для беременных
Несмотря на то что манекены для краш-тестов для беременных были изобретены еще в 1996 году, проведение испытаний на них все еще не является обязательным ни в США, ни в ЕС. На самом деле, даже несмотря на то что автокатастрофы являются причиной смерти нерожденных детей № 1, так как это вполне логичное последствие травмирования матери, ученые и инженеры все еще не разработали ремень безопасности для беременных. И это уже не говорит о том, что современные смартфоны, в которые часто утыкаются беременные женщины во время поездок, также спроектированы для мужчин и могут навредить плоду из-за своего излучения.