Он летал только в один город: почему советский Ту-144 не вошел в эксплуатацию
На Западе, слыша словосочетание «сверхзвуковой авиалайнер», люди сразу представляют самолет «Конкорд». Именно эти лайнеры, созданные французскими и английскими конструкторами в середине прошлого века, стали на Западе первыми сверхзвуковыми самолетами, поступившими в коммерческую пассажирскую авиацию. 30 лет эти лайнеры перевозили пассажиров из Парижа и Лондона в Нью-Йорк и по другим маршрутам.
Быстрый и большой ТУ-144
Примерно в то же время в СССР был создан собственный первый сверхзвуковой пассажирский лайнер ТУ-144. Испытания этого самолета прошли в 1968 году на два месяца раньше «Конкорда». В эксплуатацию ТУ-144 поступили в 1970 году.
На Западе советскую разработку не без основания посчитали результатом шпионажа. Советский «Конкорд» действительно был похож на Concorde. Однако летал он быстрее и перевозил больше пассажиров. При этом ТУ-144 имел уникальный нос, опущенный вниз.
По задумке советского правительства этот самолет должен был стать флагманом мировой пассажирской авиации. Однако сбыться надеждам руководства СССР было не суждено. Пролетав по маршруту Москва - Алма-Ата 2 года, ТУ-144 был выведен из эксплуатации на пассажирских рейсах.
1. Шум в салоне
Одним из факторов, делающих ТУ-144 неудобным для пассажиров, был очень сильный шум в салоне. Пассажирам, желавшим пообщаться, приходилось передавать друг другу записки. Практически бесшумному «Конкорду» советский самолет в этом плане уступал.
2. Топливо
Советский самолет, в отличие от «Конкорда», сжигал очень много топлива. Летал ТУ-144 из-за этого только один раз в неделю и по одному маршруту — из Москвы в Алма-Ату.
3. Недоработки
Создавался ТУ-144 в сжатые сроки, поэтому в его конструкции было множество недоработок. Считается, что даже билетов на ТУ-144 продавалось меньше, чем в нем было пассажирских мест, чтобы уменьшить количество жертв в случае аварии.
4. Две аварии
За свой короткий срок эксплуатации самолет ТУ-144 потерпел две аварии. Самой известной из них стала авария на Парижском авиасалоне 1973 года. Самолет неожиданно спикировал на жилые районы городка Гуссенвиль на глазах 300 тыс. зрителей. Все члены экипажа и несколько человек на земле погибли.
В качестве одной из версий крушения самолета в последующем выдвигалось предположение о том, что лайнер пытался уклониться от шпионящего за ним французского истребителя Mirage. Но как бы там ни было, доверие к самолету у советского правительства было сильно подорвано.
Вторая авария лайнера произошла в 1978 году во время испытательного полета.
5. Форсажный режим
Большое количество топлива ТУ-144 сжигал, поскольку весь полет летел в форсажном режиме. Это было одной самых серьезных конструктивных недоработок. В «Конкорде» форсажные камеры использовались только для взлета.
6. Эксплуатация с недоработками
Несмотря даже на произошедшую в Париже аварию, ТУ-144 все же был введен в эксплуатацию. Советские летчики в последующем вспоминали, что хуже самолета, чем ТУ-144, в их практике не было. Выведены из эксплуатации эти аппараты были в 1978 году. Но до 1983 года лайнеры использовались в качестве грузовых.
7. Политическая игра
Создание самолета ТУ-144 было политической игрой. Советскому правительству хотелось показать миру, что в СССР все хорошо в плане пассажирского авиастроения. После постройки лайнера, по-сути, правительство не знало, что с ним делать дальше.
8. Рейсы
В процессе эксплуатации ТУ-144 из-за технических проблем было отменено около половины запланированных рейсов. В общей сложности в качестве пассажирского этот самолет выполнил 102 регулярных рейса. При этом за все время эксплуатации было зафиксировано 226 механических неисправностей.
9. Крылья
Западный «Конкорд» имел конструкцию крыльев, способствующую повышению подъемной силы. У ТУ-144 крылья не имели такого преимущества.
По-сути, строить ТУ-144 советскому правительству было не нужно. Самолет должен был стать политическим символом СССР, обогнавшего Запад в авиастроении. Но по мнению многих летчиков, лучше было бы, если бы ТУ-144 в 70-х годах прошлого остался только в чертежах.