Как Шерлок Холмс изменил мир

В 1893 году сэр Артур Конан Дойл решил избавиться от надоевшего ему Шерлока Холмса и сбросил своего героя с утеса. Устами рассказчика – верного доктора Ватсона – Конан Дойл сообщил миру, что с тяжелым сердцем он в последний раз записывает уникальные качества, которые выделяли из толпы его близкого друга Шерлока Холмса. История «Последнее дело Холмса» появилась на страницах журнала The Strand в декабре 1893 года.

История популярности

Впервые Холмс предстал перед публикой на страницах «Этюда в багровых тонах» и сразу же обрел популярность. Персонаж стал настолько любим публикой, что Дойла связывали только с ним, не обращая внимания на его более серьезные работы. Известность автора росла с популярностью Холмса, и, по словам одного историка, имя Конана Дойла проскальзывало в ежедневных разговорах чуть ли не чаще, чем имя королевы Виктории.

Однако писатель был крайне недоволен таким поворотом событий. Конан Дойл считал себя серьезным автором и не планировал до конца своих дней сочинять детективные сюжеты для страниц журналов. Сколько бы ни обещали ему редакторы The Strand, писатель все же решил покончить с Холмсом.

Почему умер Холмс?

Как бы душещипательны ни были слова Ватсона в последнем рассказе, сам автор был куда холоднее расположен к популярному персонажу. В своем дневнике Конан Дойл сделал лаконичную запись: «Убил Холмса». Вот и все эмоции. Позже он говорил, что Холмс (особенно его популярность среди читателей) надоел ему до такой степени, что невольно напрашивается сравнение с фуа-гра, которого автор однажды переел и при одной мысли о котором появляется чувство тошноты.

Автор создал популярного персонажа и истории о его приключениях, которые, кстати говоря, сам считал дешевой литературой, для того, чтобы заработать немного денег и позволить себе спокойно заняться созданием серьезных литературных произведений.

Неожиданная реакция

Скорее всего, Артур Конан Дойл думал, что, убив своего героя на страницах журнала, избавился от него. Но не тут-то было! Конечно, у великого писателя не было того понимания фанатов, которое сейчас есть у нас. Однако автор сильно недооценил привязанность публики к Холмсу. Общественная реакция на его смерть вызвала волну недовольства, доселе невиданную, особенно в связи с вымышленным персонажем. Более 20 тысяч человек отказались от подписки на журнал, в отместку за жестокую расправу с Холмсом. The Strand был на грани банкротства, а сотрудники журнала называли смерть любимого детектива «тем ужасным событием».

Одна из городских легенд описывает общественный траур, продолжавшийся целый месяц – молодые люди носили на шляпах или рукавах черные траурные повязки, оплакивая гибель Шерлока Холмса. Однако на этом вселенская скорбь не остановилась.

Борьба за жизнь

Разгневанные читатели слали письма с жалобами как в журнал, так и самому автору. В этих письмах они, не стесняясь в выражениях, требовали вернуть им Холмса. В Америке появились клубы, главным девизом которых было выражение: «Сохраним жизнь Холмса». Однако автор не сдавался и настаивал на своем, называя неугодную публике смерть героя «оправданным убийством». Сначала автора забавляло серьезное отношение читателей, его обвиняли в смерти Холмса словно в самом настоящем убийстве.

Со временем Дойлу стало не до смеха, сколько бы времени ни проходило, а требования вернуть Холмса на страницы журнала не прекращались. Журнал готов был платить автору любые деньги за продолжение историй о гениальном детективе. Через целых восемь лет постоянного давления со стороны читателей и редакторов Артур Конан Дойл написал повесть «Собака Баскервилей», в которой описывал дело Холмса еще до его падения с утеса. Публика была в восторге.

В 1903 году, через 10 лет после смерти Холмса, автор сделал читателям великолепный подарок — в рассказе «Пустой дом» Артур Конан Дойл воскресил Шерлока Холмса и вернул его в Лондон после шести лет скитаний по Дальнему Востоку.

Параллели с сегодняшним днем

Конечно, такой исход никого сегодня не удивит. Фактически кампания по спасению Холмса напоминает обычный день на форуме поклонников отмененных телесериалов. Но в конце XIX – начале XX веков Артур Конан Дойл имел полное право быть ошарашенным подобной реакцией. В его времена фанаты такого не делали. Начнем, пожалуй, с того, что во времена Конан Дойла фанатов, в их современном понимании, вовсе не было.

Обычно читатели принимали и соглашались с тем, что происходило на страницах их любимых книг. Конечно, они могли переживать, обижаться и даже злиться, но бунтовать было не принято. Холмс стал чем-то большим, чем просто книжным героем. Каким-то образом он сумел стать частью той культуры, которая окружала английский и американский средний класс. Получается, что именно Шерлоку Холмсу мы обязаны сегодняшними фан-клубами и фандомами.

Интересно, ведь невероятная популярность этого персонажа никогда не убывала. По сей день актуальность и повсеместная любовь масс к Шерлоку порождает массу адаптаций, переосмыслений и перерождений.

Влияние Холмса на современную культуру

С конца XIX века поклонники консультирующего детектива стали еще более одержимы своим любимым персонажем. Даже несмотря на то, что современные люди привыкли к миллионам поклонников, современные адаптации приключений Шерлока Холмса умудряются переступить все ранее известные рамки.

Создатели телесериала "Шерлок" на канале BBC особенно удивлены неистовством и изобретательностью поклонников их творчества. Съемочная группа не раз сталкивалась с препятствиями на улицах во время съемок из-за того, что тысячи фанатов толпились вокруг. По словам Марка Гетисса, одного из создателей сериала, Артуру Конану Дойлу удалось создать культовый персонаж, не принадлежащий определенной эпохе и культуре.

Конечно, умение вымышленного Шерлока Холмса менять реальный мир, провоцируя такую интенсивную реакцию публики, только доказывает факт непобедимости этого персонажа. Другими словами – ни один утес не в силах убить Шерлока Холмса, особенно сейчас, когда он на протяжении 120 лет являлся причиной массовой истерики разного масштаба.

Комментарии