Американец целый год питался просроченными продуктами. Что с ним стало после такого странного эксперимента

У Скотта Нэша из Мэриленда (США) 3 года назад появилась идея необычного эксперимента. Он съел йогурт, срок годности которого истек шесть месяцев назад. Преданный защитник окружающей среды, который владеет сетью органических рынков, забыл о йогурте в холодильнике в своем загородном домике весной и нашел его снова только когда вернулся осенью. Он не был плохим на вкус, и у Скотта не возникло проблем со здоровьем после его употребления. Это заставило задуматься мужчину о том, как компании используют сроки реализации своих продуктов.

Размышления о сроках годности

Скотт подумал, что в указании сроков на упакованных продуктах нет логики. Разные формулировки (производители указывают до какой даты необходимо употребить, продать, использовать товар, срок годности продукта с момента изготовления и т. п.) запутывают потребителей. Он считает, что для придания ясности необходимо пересмотреть действующую систему датирования продуктов питания (и непродовольственных товаров тоже) и указывать даты, соответствующие реальности.

Некоторые товары (например, соль или салфетки) фактически не имеют срока годности и могут быть использованы в течение 30-50 лет, хотя производители указывают ограничения в 6-12 месяцев. И не только соль, а рис, сахар, консервы и многие другие продукты не утрачивают своих вкусовых и питательных качеств на протяжении десятков лет (при надлежащем хранении, разумеется).

Эксперимент Скотта

Во время годичного эксперимента Скотт Нэш и его семья питались только просроченными продуктами: они ели лепешки, у которых срок истек год назад; йогурт, которому было восемь или девять месяцев; мясо, просроченное на несколько недель; сливки через несколько месяцев после истечения даты на их этикетке. В какой-то момент он даже использовал масло, заплесневевшее после нескольких месяцев, проведенных в холодильнике. Он только срезал испорченные края и использовал масло для жарки.

Скотт признает, что некоторые продукты действительно портятся и их нужно выбрасывать, но есть и лучшие способы узнать их пригодность, чем проверять срок годности на упаковке. Если что-то неприятно выглядит, плохо пахнет или имеет странный вкус, вы, вероятно, не должны есть это, но большинство людей страдают от того, что Нэш называет «расстройством тревожности потребителей», которое заставляет их выбрасывать совершенно хорошие продукты только по причине истечения указанной даты. Я уверена, что многие согласны со Скоттом. Некоторые продукты действительно имеют ужасный вкус и запах, но большую часть еды мы выбрасываем, ориентируясь на произвольно указанную изготовителем дату.

Мнение Скотта

В своем блоге Скотт приводит примеры парадоксальных сроков годности таких продуктов как соль (250 миллионов лет), срок годности которой истекает в 2020 году, консервированных и бутилированных продуктов, которые действительно должны быть полезны десятилетиями, если не больше, но имеют подозрительно короткие сроки годности. Он также предупреждает читателей о «запланированном устаревании», стратегии, которую компании используют, чтобы побудить потребителей выбрасывать совершенно хорошие продукты и покупать новые.

"Этот процесс стал настолько неконтролируемым, что заставляет задуматься о честности производителей. Устаревание продуктов, запланированное огромными корпорациями и целыми отраслями промышленности, приносит производителям реальную прибыль, когда мы выбрасываем их продукцию," – говорит Скотт Нэш.

Его семья, питаясь просроченными продуктами питания и используя непродовольственные товары с истекшими сроками, не ощутила никаких изменений в состоянии здоровья. Они продолжали вести столь же активный образ жизни, как и всегда.

В нашей семье давно уже не выбрасываются безоглядно просроченные продукты. Что-то можно потушить или пустить на соус, заморозка – отдельный разговор, в морозильной камере бесконечно долго хранятся многие продукты: рыба, мясо, овощные смеси, ягоды, зелень и т. п. Да, я более внимательно проверяю такие продукты, но не выбрасываю, лишь посмотрев на этикетку.

Позиция управленцев

Интересно, что Управление по контролю за продуктами и лекарствами, исследователи и представители пищевой промышленности в целом согласны с тем, что этикетки с датами истечения срока годности должны быть более внятными и помогать сократить количество пищевых отходов, но сегодня во многих странах нет федерального закона, регулирующего сроки истечения годности, что позволяет производителям штамповать все, что они хотят.

В Бразилии существует руководство, опубликованное в 2018 году Национальным агентством санитарного надзора (ANVISA), которое призвано помочь компаниям определить годность продуктов питания. Но наличие руководства не означает, что отрасли следуют этим рекомендациям, потому что и здесь нет законодательства, определяющего идеальный термин, в котором продукты питания считаются безопасными, то есть отрасли несут ответственность за определение срока годности пищевых продуктов.

Комментарии