Хичкок: утраченный секрет кино
Любимый многими сегодня жанр триллера может считать своим истоком 20-е годы прошлого столетия, а своим родоначальником – Альфреда Хичкока. Сын лавочника из Британии, он начал свой путь в кинематографе на самой заре киноиндустрии. Немое кино он считал высшим проявлением экранного искусства на протяжении всей жизни. И секреты жанра он держал в уме в процессе работы над всеми 53 всемирно известными фильмами.
Откуда страсть к триллеру?
Все начинается с детства. Особенно комплексы. Трудно было бы утверждать, что Альфред Хичкок был счастлив в детстве. Из самых ярких детских воспоминаний – привычка матери ставить его навытяжку перед сном на несколько часов – за непослушание или любую провинность. Это его дальнейшая тема страха, незаслуженного обвинения и наказания.
Кино как ступени
По Альфреду Хичкоку можно писать историю мировой киноиндустрии, и Голливуда в частности. Немое кино, полноэкранное и телевизионное, весь путь от монохрома к цвету, от черно-белого малого экрана до телевидения с его новыми возможностями прошел он, и везде заявлял о себе большими претензиями на мастерство и лидерство. Триумфы и неудачи, хвала и критика шли рядом, но ничто не мешало ему оставаться самым культовым режиссером многие десятилетия.
В чем же секрет?
Сегодня многие умеют держать зрителя в напряжении. Особенно в жанре фэнтези и триллера. Чаще используются безотказные приемы – побольше крови, побольше насилия, мистики, страшной музыки… Но Альфред Хичкок, который и сам любил напустить страху, однажды признался, в чем утраченный секрет кино. А секрет кроется… в немом кино! Это откровение! Ведь, если посмотреть, в любом фильме этого режиссера можно отключить звук – а смысл останется, напряжение в зрительском зале будет не меньшим, если не большим.
Личность Хичкока сегодня вызывает не меньший интерес у кинокритиков, чем история его творческого взлета и непроходящего успеха. С его участием и просто о нем снято множество документальных аналитических фильмов, где его награждают многими лестными этитетами – «теоретик космонавтики», «мастер сжатия и расширения времени». И с каждым эпитетом трудно не согласиться.