Черная комедия о блокадном Ленинграде? Вся правда о скандальном фильме Красовского
"Праздник" еще не вышел в прокат, но по его поводу разгорелся нешуточный скандал. Кощунство, позор, издевательство — так говорят о новой картине Алексея Красовского. Он стал первым режиссером, снявшим комедию о самой трагической странице в истории Санкт-Петербурга — о блокадном Ленинграда.
Деньги на картину собраны на краудфайндинговой платформе. Съемки завершены, совсем скоро фильм выйдет в прокат.
Выступления против еще не смонтированной киноленты с каждым днем все громче. В них принимают участие депутаты, общественные деятели, телеведущие и простые жители северной столицы.
О чем фильм?
Фильм "Праздник" сам Красовский назвал легкой новогодней комедий. Это и вызвало резонанс в обществе. Сложно представить более несовместимые понятия, чем "комедия" и "блокада Ленинграда".
В фильме рассказана история семьи Воскресенских. Действие происходит в канун Нового года, в один из самых голодных и страшных дней. Однако Воскресенские не знают о том, что такое голод — глава семьи занимает высокий пост, благодаря чему получает спецпаек.
Этот спецпаек позволяет героям фильма не думать о тяготах блокады — впереди праздничный ужин. Главное блюдо — запеченная курица. И это в декабре 1941-го, когда каждому жителю Ленинграда полагалось 125 грамм хлеба в день. Такова норма была для детей и для взрослых, столько же хлеба в сутки причиталось служащему. Лишь рабочие получали по 250 грамм хлеба. В первую неделю января 1942 года в Ленинграде от голода погибло около тысячи человек.
Красовский использовал свой излюбленный режиссерский метод — принцип единства времени и места действия. Истории героев зрители узнают из диалогов. Событий в фильме, по сути, не происходит.
Воскресенские готовятся к празднику. Елка напряжена, в духовке томится курица. Неожиданно в их загородный дом, расположенный в окрестностях Ленинграда, являются незваные гости. Незваные для жены высокопоставленного чиновника.
Гости Воскресенских — девушка Маша, знакомая младшего сына, которая, к слову, совсем непохожа на оголодавшую жительницу Ленинграда, и жених дочери.
"Представляешь, что с ней будет, если я выставлю на стол блюда?" — восклицает с ужасом Воскресенская и пытается выпроводить девушку. Однако гости остаются. Начинается праздник, кульминацией которого становится поедание курицы.
Воспоминания Николая Рябковского
Все началось с книги инструктора отдела кадров горкома, написанной весной 1942 года. Рябковский рассказывал о том, как, пребывая в партийном стационаре, получал на обед ветчину, баранину и прочие мясные яства. Согласно его воспоминаниям, жители осажденного Ленинграда, находившиеся на особом положении, могли рассчитывать на спецпаек, в который входили исключительно деликатесы.
Алексей Красовский ухватился за эту историю и написал сценарий. Собирая деньги в Сети, он представлял интернет-пользователям свою картину как правдивую, в чем-то сенсационную историю. "Это будет фильм о людях, которые даже в самые тяжелые времена жили лучше всех" — такова была аннотация "Праздника".
Первыми отреагировали историки. Дотошные исследователи заявили: пир во время чумы, описанный Рябковским, есть не что иное, как фантазии.
Новогоднюю комедию сняли всего за семь дней в Доме-музее П. П. Чистякова в Пушкине. Штатные сотрудники культурного учреждения об этом нехотя вспоминают. Им, как оказалось, неинтересна была тема фильма, для съемок которого они сдавали помещение.
Праздника не будет!
Картину еще никто не смотрел, но с трибун звучат угрозы. Депутаты уже обращаются к министру культуры с просьбой запретить фильм. Один из критиков "Праздника" — Сергей Боярский, сын знаменитого актера, — заявил: "Сама идея снять на тему блокады комедию — это позор". Мария Кожевникова выразилась более жестко, назвав Красовского "нелюдью".
Лишь Олег Басилашвили поддержал режиссера, отметив, что критиковать фильм, который еще не вышел, рано. Остальные высказавшиеся сходятся в одном: Красовский решил надругаться над священной темой.
Однако цензуру никто не вводил. "Праздник" снят на пожертвования. Возмущения медийных личностей лишь придают популярности фильму.
Актеры
Главные роли исполнили Алена Бабенко и Ян Цапник. В фильме также сыграл сын Олега Табакова. Особой критике подверглась Бабенко. В "Фейсбуке" на личной странице актрисы появились оскорбления и проклятия.
Оскорбленная память
Одна из жительниц Санкт-Петербурга, проведшая все 900 дней в осажденном Ленинграде и потерявшая в 1942-м близких, узнав о съемках комедии Красовского, была настолько возмущена, что с ней случился приступ. Врачи запретили пожилой женщине смотреть телевизор. Тем не менее, она внимательно следит за новостями о новой картине Красовского с целью получить ответ на единственный вопрос "Неужели этот фильм выйдет на экраны?".
Этот пример дает представление о том, какова будет реакция жителей Северной столицы на черную комедию Красовского. Петербуржцев, переживших блокаду, возмущает не исторические расхождения, а сам жанр фильма. Он посвящен временам, когда буханка хлеба могла спасти несколько жизней, и, осознав это, шутить уже не хочется.
и некоторые спецпайки у аппаратчиков. НО. ЭТО НЕ БЫЛО КОМЕДИЕЙ! С ХЕРА ЛИ ЭТО СМЕШНО ТО?
Часто эти люди отдавали свои пайки тем кого знали (знакомым, друзьям). т.е. кормили тех у кого не было этих спецпайков. Благодаря чем те люди может и выжили в том числе.
НО ЭТО НЕ НАЗЫВАЕТСЯ "ЖИРОВАЛИ"!
Она голодает а твари веселятся. это была бы драма.
А нахуй снимать комедию то?
Да,номенклатура не голодала...
Только я эту "комедию"воспринимаю как оскорбление всех погибших,убитых,умерших от ран,съеденных от голода(и это было)!!!!Нельзя плясать на костях!!Нельзя глумиться над смертью!!!Надеюсь,в Питере это вообще никто
И эт не повод троллить ржать и веселиться над блокадниками