Навыдумывали: исторические фильмы, в которых фантазия победила правду
Исторические фильмы – особый сегмент кинематографа. Кроме увлекательного сюжета, они в развлекательном ключе могут познакомить нас с тем, как люди жили в прошлом. Не всегда историческая достоверность ставится во главу угла. Все-таки зритель идет за развлечением, а не за научной лекцией. Плохо лишь, когда картины, претендующие именно на историческую достоверность, вольно обходятся с изображаемыми фактами.
«Апокалипсис»
Для большей достоверности режиссер Мел Гибсон решил, что на экране актеры будут говорить на диалекте майя. Но точностью в укладе жизни этого племени он не заморачивался. Сегодня в тренде кровопролитие и жестокость, так что их и надо показать на экране. На самом деле, человеческие жертвоприношения и кровожадность, показанные как неотъемлемая часть быта майя, были им абсолютно не свойственны. В отличие от соседних ацтеков, майя были миролюбивы.
«Последний самурай»
Все действие фильма «Последний самурай» завязано на следующих постулатах: Япония понимает превосходство Запада в тактике и стратегии ведения войны, поэтому нанимает американского отставного капитана для обучения новобранцев владению огнестрельным оружием. По сюжету, главный герой попадает в плен, постепенно его покоряет японская культура, и он становится самураем.
Что же тут не так? Для начала, нет никаких свидетельств или упоминаний того, что когда-либо японцы нанимали для тренировки своих солдат какого-то иностранного советника. Кроме того, само допущение, что ветеран Гражданской войны когда-либо мог стать мастером самураем, является абсурдным. И тем более за такой короткий период времени.
Впрочем, основная нестыковка напрочь перечеркивает весь сюжет. Дело в том, что ко времени действия фильма, японцы уже весьма искусно владели огнестрельным оружием, поэтому само появление главного героя под предлогом найма единственного профессионала не выдерживает критики.
И еще один факт напоследок. В фильме самураи организованно выступают во имя высокой политической цели. Но в японской культуре самураи решали только бытовые проблемы своего хозяина. По сути, они были всего лишь телохранителями. Самураи никогда не были армией, ни в каком смысле этого слова.
«Храброе сердце»
Во время Первой шотландской войны за независимость рыцарь Уильям Уоллес действительно сражался против англичан. И это единственная историческая подробность, которая в фильме передана правильно. Ведь даже прозвище «Храброе сердце» на самом деле принадлежало не Уоллесу, а Роберту Брюсу.
Особенно ярким ляпом являются романтические отношения главного героя с принцессой Изабеллой. На момент действий фильма девочке как раз исполнилось три годика. И вообще, в указанный период времени между Англией и Шотландией был мир. Да и килты шотландцы в XIII веке не носили.
«Гладиатор»
Фильм Ридли Скотта «Гладиатор» получил премию «Оскар» и еще множество других престижных наград. Исходя из того, что он позиционируется, как исторический, многие уверены, что тут-то история действительно соблюдена. Это не совсем так.
Хотя, стоит признать, что ко многим мелким деталям, например костюмам, создатели подошли с похвальной тщательностью, но в более важных вещах были досадные упущения. Яркий пример тому – смерть императора Марка Аврелия. Он не был убит своим сыном Коммодом, а погиб от чумы. Да и, в принципе, в фильме Марк Аврелий показан злым, жестоким и честолюбивым правителем. В то время, как историки относят его к пятерке хороших императоров.
«300 спартанцев»
Да, действительно, была битва при Фермопилах, в которой участвовали 300 спартанцев. Вот только в фильме упустили ту мелкую деталь, что им помогали еще 7000 греков из других городов. Да и персы здесь показаны жестокими рабовладельцами. На самом деле, к тому времени в Персии рабство уже отменили. А вот греки как раз существовали за счет использования подневольного труда.
«Перл Харбор»
От творения Майкла Бэя изначально никто особой аккуратности в использовании исторических деталей не ожидал. «Перл Харбор» снимался в первую очередь, как зрелищная военная драма. Но некоторые неточности так и лезут в глаза.
Так, для большего драматизма число погибших японских кораблей увеличили до 20, в то время как на самом деле их было только пять. Кроме того, персонаж Бена Аффлека ну никак не мог присоединиться к британскому эскадрону, атакующему Токио. В армии все происходит несколько иначе.
Если же кому интересны более мелкие огрехи, они, в основном, касаются анахронизма – легкие сигареты «Мальборо», очки без оправы, армейская техника времен корейской войны и, конечно же, фигурка оригами, сделанная Аффлеком. Искусство оригами станет известным в Соединенных Штатах только после окончания Второй мировой войны.
«Покахонтас»
Наверное, странно видеть в этом перечне мультипликационный фильм. Но так как Покахонтас – реальное историческое лицо, мы решили рассмотреть и его. Понятно, что творения Диснея рассчитаны на молодую аудиторию, но для того чтобы превратить историю Покохонтас в добрую сказку, историю просто пришлось полностью переписать.
Во-первых, никаких романтических отношений между героиней и Джоном Смитом не было и быть не могло. Девочке было всего 10 лет, когда англичане прибыли на ее землю. Во-вторых, Покахонтас не уплывала в Англию по своей воле. Ее просто-напросто похитили, доставили в Англию и заставили выйти замуж за Джона Рольфа.
Ну и, конечно же, концовка, в которой англичане компенсируют аборигенам ущерб, полностью противоречит действительности. Заморские захватчики просто перебили большую часть коренного населения. Естественно, в детском мультике такого не покажешь.
«Амадей»
История появления этой драмы действительно интересна. Как и другие фильмы в нашем списке, она была удостоена премии «Оскар» и признания зрителей. Речь в ней идет о вражде между Вольфгангом Амадеем Моцартом и Антонио Сальери. По сюжету, Сальери признается в убийстве Моцарта.
О соперничестве этих композиторов, вернее – о зависти одного и таланте другого – известно многим. Да вот только исторические свидетельства показывают, что никакой вражды не существовало. Это можно понять из сохранившихся писем Моцарта.
Сценарий этого фильма был написан на основе одноименной пьесы, которая, в свою очередь, была вдохновлена творением Пушкина «Моцарт и Сальери». Так, с легкой руки гениального поэта, который в своем произведении и не претендовал на историческую достоверность, распространилась идея о гении и злодее.
«Влюбленный Шекспир»
Сведения о Шекспире, в общем, весьма противоречивы, тем не менее, создатели «Влюбленного Шекспира» допустили ряд серьезных вольностей. В фильме мы можем наблюдать, как герои используют очень даже современные пивные бокалы. Кроме того, почему-то во время вспышки чумы театр продолжает работать, чего не могло быть ни в какой стране того времени, ни при каком раскладе.
Более того, королева Елизавета I лично посещает театр. Королевские особы того времени так не делали. Это театр в полном составе посещал один из дворцов и демонстрировал свое представление.
И, конечно же, главный посыл фильма в корне не верен. По сюжету, Шекспира на написание его бессмертной пьесы «Ромео и Джульетта» вдохновляют собственные переживания, после того как он влюбляется в знатную даму. Но сколь мало мы не знаем о Шекспире, известно, что «Ромео и Джульетта» написана им по мотивам более старой итальянской пьесы и никак не связана с личной жизнью драматурга.
А как вы относитесь к историческим неточностям в фильмах? Стоит ли обращать на них внимание или надо просто наслаждаться происходящим действием?