Пережить катарсис за 15 минут: фильмы с незабываемым началом

Мы знаем, чем заканчивается «Титаник», и, тем не менее, смотрим его снова и снова, вновь переживая все богатство и романтику первой половины, которая, как нам известно, обречена на гибель во второй части фильма. Мы любим «Ромео и Джульетту» не столько за красоту языка, сколько за трагический сюжет. Греки были правы тысячи лет назад: катарсис – одна из высших целей искусства, и мы никогда не перестанем ее преследовать.

Есть фильмы, которые не откладывают катарсис до финала, а обеспечивают его зрителю в самом начале, буквально за первые 15 минут.

«Детки», 1995

Эта картина породили огненную бурю споров, настолько огромную, что даже через два десятилетия после своего дебюта она все еще печально известна. Беспощадный (и немного сенсационный) взгляд на молодежь Америки 1990-х годов, «Детки» - это кино о гедонизме, злоупотреблении наркотиками и бесконтрольном разврате среди детей, чьи самые большие проблемы должны быть сосредоточены вокруг домашнего задания и мультфильмов.

С самого начала фильм безжалостно циничен. Один из центральных персонажей – парень по имени Телли, чей самый большой интерес - лишение невинности девственниц. И первое, что мы о нем узнаем – он делает это с некой 12-летней девочкой. Затем Телли встречается с лучшим другом Каспером, они пьют и грубо оскорбляют женщин и девушек, которых принуждают к небезопасному сексу.

Это жестокий взгляд на уязвимых детей, которые вовлечены в действия, последствия которых они не могут понять и оценить. И это также кино о том, что семена подростковых поступков обязательно прорастут, и эти всходы им придется пожинать годами. Но дети именно такие, они думают, что просто развлекаются. Только вы, зрители, понимаете, как дорого они заплатят за все, что сделают.

«Виноваты звезды», 2014

Это душераздирающая экранизация одноименного романа Джона Грина. Фильм начинается с предупреждения главной героини, Хейзел, о том, что зрителей ждет не романтичная и сладкая история в духе любовных романов, а неприглядная правда. Когда фильм погружается в реалии ее жизни, вы понимаете, что она не преувеличивала. У Хейзел рак щитовидной железы, который распространился на ее легкие, и мать призывает ее посетить группу поддержки, несмотря на глубокий скептицизм Хейзел.

Хотя она действительно находит там друга, фильм совершенно беспощаден в своем изображении жизни Хейзел с первой сцены. Она физически поражена и понятия не имеет, насколько ее болезнь может ухудшить ее состояние и когда это произойдет. Круг ее друзей весьма специфичен и узок, а их юмор черный, как кофе. И история любви главных героев протекает на фоне, который часто мрачен, а иногда и граничит с жестокостью. И нет никакой надежды на счастливый финал.

«Зеленая миля», 1999

Это восхитительная экранизация одноименного романа Стивена Кинга. Главный герой, Пол Эджкомб, проживает в доме престарелых. Он рассказывает удивительную историю, которая никого не оставит равнодушным. Мы узнаем, что он работал в тюрьме и некоторое время ухаживал за приговоренным к смертной казни заключенным по имени Джон Коффи, который обладал сверхъестественными способностями: он мог исцелять наложением рук.

Коффи - добрый человек, но это 30-е годы, и он черный, а власти считают, что он изнасиловал и убил двух молодых белых девушек. Мы узнаем, что обвинения ложные, но доказать это невозможно.

Даже каменная глыба исторгла бы из себя слезу, посмотрев начало этого фильма.

«Спасти рядового Райана», 1998

Первые несколько десятков минут этого шедевра Стивена Спилберга о Второй мировой войне стали известны как полноценное произведение искусства. Изображение штурма Омаха-бич - идеальное воспроизведение тумана войны, который каждые несколько минут расступается, чтобы показать новый ужас.

Мы видим ужасные потери и невероятную храбрость солдат. Спилберг не жалеет подробностей, ни эмоциональных, ни физических. Его величайшая дань этим людям - документировать их страдания и мужество с непоколебимой честностью. Через пятнадцать минут вы не просто будете плакать, вы переживете подлинный катарсис.

«Милые кости», 2009

Вы включаете этот фильм, зная, что речь идет об убитой молодой девушке, и что она проводит почти всю историю в ловушке на небесах, наблюдая, как ее родители пытаются что-то построить из обломков своей жизни. Но это не делает начальный кусок фильма более легким для восприятия. Есть, конечно, и само убийство Сюзи, хотя, к счастью, без подробностей. Мы видим, как сосед заманивает ее в убежище, которое он построил. Наблюдаем, как он лжет, говоря ей, что построил домик для детских игр. Мы знаем, что с ней будет, и это мучительно - сидеть и ждать.

Но даже до этого есть сцены из жизни Сюзи, краткие и прерванные ее рассказом о том, что она вот-вот будет убита, но яркие, счастливые и совершенно безмятежные. И этот контраст создает по-настоящему трагический эффект.

«Реквием по мечте», 2000

Экран загорается рекламными роликами в начале фильма: искусственное видение счастья вне досягаемости, но вечно дразнящее. Главный герой, Гарри, и его друг думают, что героиновый бизнес поможет им осуществить все их мечты. Однако все, что касается первых пятнадцати минут фильма, говорит об обратном. Их жизнь слишком мала, слишком убога и слишком связана с преступностью, чтобы что-то значить. Они всегда будут сидеть перед телевизором и смотреть, как другие люди добиваются успеха. И даже это фальшивка.

«Помни меня», 2010

Это кинороман, наполненный в основном положительными эмоциями единения, надежды и радости. Тем не менее, все это начинается в абсолютном ужасе, когда на главную героиню и ее мать в метро напали грабители, застрелив женщину на глазах у ребенка.

Эта травма, и другие подобные ей, преследуют главных героев в карьере, учебе и, в конечном итоге, в любви.

«Комната», 2015

Пятилетний Джек рассказывает историю своего дома (комнаты в сарае). Аудитория с самого начала понимает, что комната - это не страна чудес, как воображает Джек, а тюрьма, в которой его похищенная мать была заперта насильником 7 лет назад.

В конечном счете, Джек и его мать убегают, и вторая половина фильма поглощена медиа-безумием, которое их окружает, и их путем к исцелению. Но начало повествует о том, как маленький Джек даже не понимает, что он потерял, живя в звукоизолированном сарае. Джек так гордится ритмами своей жизни, своим знанием мира и отношениями с матерью. Но для зрителей первые несколько сцен «Комнаты» - это настоящее испытание.

«Меланхолия», 2011

Начало этого фильма – восьмиминутная серия флэшфорвардов, в крайне своеобразной манере представляющих гибель Земли от столкновения с Меланхолией, планетой-изгоем. Эта последовательность кадров видеоряда чрезвычайно тревожна и глубоко печальна, а также довольно странна. И сопровождается музыкой Вагнера.

Это определенно то зрелище, которое дарит совершенно особенные ощущения. «Меланхолия» - не просто история о чем-то ужасном, а о предчувствии, ощущении и неизбежности этого ужаса, и с первых минут она погружает зрительскую аудиторию в отчаяние.

«Звездный путь», 2009

Вступительная сцена фильма – это душераздирающая история подвига Джорджа Кирка. Приняв на себя обязанности убитого капитана, он идет на таран вражеского атакующего их судно корабля, чтобы прикрыть от огня спасательные шлюпки, на которых эвакуируется экипаж. В одной из таких капсул в этот момент рожает его жена. И он разговаривает с ней до самого последнего момента своей жизни.

Джордж перед своей героической гибелью успевает узнать, что у него родился сын, и дать ему имя. Последнее, что он успевает сказать перед столкновением – это слова любви, обращенные к жене.

Комментарии