"Оскар" и "Москва слезам не верит": за что американцы наградили такой советский фильм

В этом году исполняется 40 лет культовому советскому фильму "Москва слезам не верит". Он до сих пор любим и популярен, а в 1979-м его посетило 90 000 000 человек в кинотеатрах всего Советского Союза.

Несмотря на всесоюзную любовь, критики оставили прохладные рецензии. Они заявили, что это дешевая слащавая мелодрама, которая манипулирует низменными чувствами зрителя. А вот на Западе фильм высоко оценили и вручили одну из самых престижных наград, мечту любого режиссера — "Оскара".

История создания картины

Автор сценария фильма Валентин Черных трудился режиссером на телевидении в программе "Время". Как-то раз он услышал о конкурсе на лучший сценарий фильма о Москве. В то самое время у него была почти готовая пьеса "Дважды солгавшая", и, недолго думая, он решил переписать ее в сценарий. Сценарий получил третье место в конкурсе, и его выкупил "Мосфильм".

"Дважды солгавшая" — это повесть о женщине, которая обманула одного мужчину, притворившись богатой москвичкой, а спустя много лет обманула уже другого, притворившись бедной провинциалкой.

Съемки фильма доверили малоизвестному режиссеру Владимиру Меньшову, которого сценарий не особо впечатлил. Но, по словам Владимира Валентиновича, несмотря на то, что рукопись показалась ему слишком сентиментальной, он не мог отделаться от мыслей о ней и поневоле стал придумывать основные сцены. К тому же, будучи уроженцем города Баку, он мечтал покорить Москву, поэтому увидел что-то родственное между собой и главной героиней.

Сцену, в которой молодая мать Катерина в слезах заводит будильник и засыпает, а просыпается уже через 20 лет, режиссер нашел оригинальной и неожиданной, и зацепился за нее, справедливо полагая, что она не оставит зрителя равнодушным.

Меньшов решил снять такой фильм, о котором люди говорили бы много лет, и у него это прекрасно получилось! Правда, в сценарий он внес 44 правки, дополнив картину сюжетами и героями, которых не было в рукописи. В результате получился полнометражный фильм из 2 серий.

Поиск актеров

Роль Катерины была предложена Маргарите Тереховой и Ирине Купченко, но обе отказались из-за занятости в съемках других картин. Поэтому Меньшову пришлось предложить главную роль своей супруге Вере Алентовой.

В роли Тони режиссер видел Галину Польских или Нину Русланову, но Польских оскорбилась таким предложением, а кандидатуру Руслановой отверг худсовет киностудии "Мосфильм", предложив попробовать Раису Рязанову.

Людмилу должна была играть Жанна Болотова или Анастасия Вертинская, но Меньшов настоял на кандидатуре Ирины Муравьевой.

С ролью Гоши (он же Гога, он же Жора) тоже пришлось нелегко: сначала роль предложили Виталию Соломину, но он не подошел. Не подошел и Игорь Охлупин. Но когда Меньшов увидел Алексея Баталова, его осенило: "Это же вылитый Гоша!" Баталов был утвержден на роль без проб.

Наталье Вавиловой в роли Александры не разрешали сниматься родители, потому что ей нужно было поступать в институт на серьезный факультет, однако Меньшов видел в этой роли только ее. Алексей Баталов вызвался пойти на переговоры с родителями Натальи. Они не устояли перед очарованием актера и позволили ей сняться в фильме при условии, что Наташа будет сомещать съемки с учебой.

А для Зои Федоровой эта роль стала последней в жизни. Она была убита неизвестным в собственной квартире через 2 года после съемок фильма.

Долгий путь на экраны

Как мы уже говорили, картина не вызвала энтузиазма у критиков и фильм чуть не отправился "на полку". Больше всего претензий предъявляли за "пошлые сцены" с обнаженкой, которых, по мнению критиков, можно было избежать. Фильм спасло то, что его показали руководству КПСС в приватном порядке. Брежнев пришел в восторг от картины, увидев в ней главное: простая провинциальная девушка своим упорным трудом добилась высокого поста и положения в обществе.

Как приняла фильм публика

Картина вызвала настоящий ажиотаж: билетов в кинотеатры было не достать. Фильм выкупили более 100 стран. Говорят, что Рональд Рейган посмотрел картину 8 раз, после чего поменял свое мнение о Советском Союзе и перестал называть страну Империей зла.

"Оскар"

В 1981 году лента "Москва слезам не верит" была выдвинута на "Оскар" и победила в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", опередив картину Акиры Куросавы "Дерсу Узала".

Владимир Меньшов был в те годы невыездным из-за подлых доносов коллег. Он узнал о том, что ему дали "Оскар", 1 апреля и не поверил, решил, что его разыгрывают. Потом, послушав "Голос Америки" по радио, он понял, что это не шутка. Статуэтку вместо Меньшова принимал атташе СССР в Америке и сотрудник КГБ Анатолий Дюжев.

Итак, за что же картина так полюбилась членам Академии кинематографических наук? Все очень просто, они увидели в фильме то же, что и Брежнев, но на свой, американский, лад.

В картине была показана настоящая американская мечта: self-made woman (женщина, которая "создала" себя сама) обошла все преграды, много пережила и наконец нашла свое счастье с простым мужчиной. Американцы узрели глубокий смысл в фильме и высоко оценили его, несмотря на советский антураж.

Статуэтка "Оскар" попала к режиссеру через 8 лет после того, как он был награжден. Это произошло в 1988 году на первой церемонии "Ники". Он попросил разрешения взять ее домой на денек, но так и не вернул.

И правильно сделал! Эту награду он заслужил, и "Оскар" по праву принадлежит ему!

Комментарии