Не любили ни актеры, ни руководство: почему попал в немилость Александр Роу
Режиссер Александр Роу был по-настоящему волшебником. Он снимал много сказок для детей, которые - не будем скрывать - с удовольствием смотрели и взрослые. В каждом его фильме не только история, но и некая мораль, которую каждый зритель должен для себя вынести из просмотра.
Папа любимых миллионами сказок, великий сказочник, был неопровержимым доказательством того, как, не будучи русским по национальности (он сын ирландца и гречанки), стать настоящим русским эталоном, установив каноны русской киносказки.
Настоящее волшебство неподвластно годам
Наверное, большинство взрослых до сих пор убеждены в том, что все фильмы-сказки, снятые в Советском Союзе, начинаются одинаково: открывается резное окошечко красивой избушки и бабушка-сказительница (актриса Анастасия Зуева) начинает свой рассказ с давно известных слов: "В некотором царстве...". Но все совсем не так. С бабули начинаются только сказки Роу. И то не все, а 4 из 14. Но как же это все запоминается!
Александр Роу ушел из жизни почти 50 лет назад. Но до сих пор его сказки смотрят и те, уже давно выросшие дети, которые впервые смотрели их еще при жизни великого режиссера, и те дети, которые родились спустя много лет после его смерти. Восхищаются абсолютно все. Ведь волшебство в каждом его фильме действительно есть.
К сожалению, своих детей у режиссера не было, поэтому ему оставалось создавать свои сказки для чужих...
Профессию выбрал с детства
Отец Роу - ирландский инженер, который приехал в начале прошлого века в Россию для налаживания мукомольной промышленности. Здесь он познакомился с гречанкой Юлией Карагеоргий, у них начался роман, в результате чего родился сын Александр. В начале Первой мировой войны отец уехал в Ирландию. Вроде как он собирался потом вернуться и забрать жену и сына, но... Александр вырос в России и считал себя русским человеком.
Его мама часто болела, поэтому Саша начал работать, еще будучи ребенком. В школе он занимался в кружке художественной самодеятельности. В тех пор он мечтал лишь о кино. Позже его мечта осуществилась.
Он стал первым киносказочником страны. И это был огромный прорыв в искусстве, ведь режиссер не соглашался использовать в своих фильмах рисованную анимацию, а творческие задачи возложил на плечи актеров. Спецэффекты в каждой его сказке были по-настоящему чудесными.
Душа ребенка
Кроме интересной истории, Роу умудрялся создать в каждой своей сказке по-настоящему сказочный видеоряд - правдоподобный и очень живой. Спецэффекты в его картинах были потрясающие для тех лет. А сравнить их можно было только с работами Питера Джексона, который был режиссером "Властелина колец".
Сам Спилбег говорил о том, что он многому научился у Александра Роу.
Роу обладал душой ребенка, поэтому он и старался сделать так, чтобы на съемках фильма все было волшебно. Так и было - пни расцветали; мишки аккуратно кушали мед из бочонка и танцевали; свинки, как лошади, бежали, запряженные в тройке; зайчики, которые активно колотили по пню лапками...
Животные присутствовали во всех фильмах Роу. Еще в самом начале карьеры ему советовали вместо животных использовать кукол. Но он не согласился и был прав. Даже в своей первой сказке "По щучьему велению" он снимал настоящую щуку, добившись того, что она убедительно "говорила" в кадре. Так и продолжалось дальше. Дрессировщик Георгий Алексеев сбивался с ног, пытаясь добиться необходимого результата, но оно того стоило.
А если еще вспомнить Змея Горыныча, длина которого составляла 11 м, а высота - 5, самоходную печку. Кстати, лошадь Кащея снимали с завязанными глазами, потому что грим Милляра ее пугал.
Любимчики и новички
Александр Роу предпочитал работать с одной и той же командой актеров, между которыми он всегда распределял роли. Например, Георгия Милляра он снимал всегда. Именно с легкой руки Роу Милляр стал всенародно любимой Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, водным владыкой. А иногда в одном фильме он снимал его в двух или даже трех ролях.
А вот новых актеров в свои сказки Роу вводить не любил. Но он понимал, что нужны "новые" лица, чтобы зрителям было интереснее. К новичкам режиссер относился с настороженностью, не доверяя им так, как своей основной команде. Новенькие - со своей стороны - обижались на Роу, будучи уверенными в том, что отношение с его стороны достаточно несправедливое.
Наиболее обидным для них было то, что для основной команды у Роу всегда было время - и советы по поводу сложного грима, и новаторских спецэффектов, а молодые артисты должны были сами решить актерские задачи, безо всяких объяснений со стороны режиссера.