“Спасаюсь чтением – вместе с персонажами книг ухожу из нашего века”: комедийные амплуа, страстные романы и одинокая старость Тамары Носовой

Год назад ей могло бы исполниться 95 лет. “Королева комедии” запомнилась советским зрителям по таким картинам как “Женитьба Бальзаминова”, “Карнавальная ночь” и, конечно, “Здравствуйте, я ваша тетя!”. На середину прошлого столетия пришелся пик популярности и востребованности Тамары Носовой – красавица-блондинка, армия кавалеров, влюбленные в нее мужья, и старость, проведенная в одиночестве. В данной статье вспомним, какой была жизнь звезды экрана, почему она любила сказки, как умудрялась оставаться на экране смешной дурочкой.

Как стать простушкой

Про себя Тамара Носова говорила так: “Моя жизнь прошла красиво, мне не о чем жаловаться”. Это было одно из последних интервью, таких нечастых в последние годы жизни актрисы. Ее биография всегда была интересна, а многие считали Носову мученицей. Но меньше всего на свете она хотела остаться в памяти людей несчастной старухой.

На экране Тамара – исключительно смешная, в жизни – не менее контактная и общительная. Коллеги часто называли ее очаровательной душкой, яркой и всегда веселой. Как оказалось, Тамаре Макаровне нравились образы милых дурочек, какие были на экране в зарубежном кино. Она постаралась подарить зрителям образ нелепой хохотушки и на советском экране – более того, этот образ она “носила” и в реальной жизни.

Гордая, настойчивая, пробивная

Режиссер Николай Зосеев-Руденко был последним возлюбленным Тамары Носовой. Для нее он писал сценарии, мечтал, чтобы она как можно дольше играла в кино, но даже несмотря на их 7-летний роман, актриса, не читая сценарии, отправляла их обратно в Киев, где жил Руденко. Режиссер вспоминал: “Зачем так было поступать? Она согласилась лишь на один фильм, а могла бы сыграть во всех двадцати”. За что гордая артистка не прощала влюбленного в нее режиссера?

Журналисты смогли получить интервью 79-летней Тамары Носовой в 2007 году, до этого она не соглашалась вспомнить о своей жизни. Тогда актриса признавалась: “Мне по душе были трагические роли, хотя основное амплуа заняли дурочки. Я к этому привыкла”. К сожалению, сегодня сложно встретить тех, кто знал актрису близко. Она не любила заводить друзей, считая, что ее следует воспринимать так, как она того хотела.

Пробы в комедии

В год окончания войны вместе с семьей Тамара Носова вернулась в Москву из эвакуации и поспешила во ВГИК. Она поступила на курс, который стал звездным – Тихонов, Савинова, Гурзо, Мордюкова. С последней они встретятся через три года на съемках “Молодой гвардии”. Для Носовой роль не оказалась слишком заметной, как и военные картины “Чистое небо” и “Падение Берлина”.

Еще во время учебы она проявила характер, мирилась не со всем, чему ее учили педагоги. А они советовали выбирать комедии, чтобы прославиться. Примечательно, в жизни она всегда создавала атмосферу праздника и веселья. И все же, согласившись на “Ревизора” 1952 года, актриса не прогадала – впервые зрители увидели ее комедийный талант.

Вне работы свой характер Тамара демонстрировала супругу, сотруднику Министерства иностранных дел. Он мечтал видеть ее рядом, звал в дипломатическую командировку, но Носова любыми способами старалась остаться в Москве. В это время она получила роль в “Карнавальной ночи” – роль, поставившей ее в ряд лучших комедийных актрис.

Романтика и чувства в жизни

Зосеев-Руденко, последний гражданский муж Тамары Носовой, даже через десять лет после ухода актрисы из жизни со слезами вспоминает годы, когда они были вместе: “Все, что было с ней, было необычно и ярко. Можно сказать, что я впервые познал то, что называется любовью”.

Действительно, на мужчин актриса производила магнетическое действие. Никто и никогда не видел ее растрепанной, неухоженной, она никогда не была в дурном настроении. Тамара излучала обаяние, светилась изнутри, своей энергией и жаждой жизни она заражала всех вокруг. А еще пристально следила за всеми модными новинками – короткая жизнь в Австрии с мужем-дипломатом приучила ее к красивой одежде.

На съемках Тамара Носова встретила молодого актера Юрия Соколова-Боголюбова. Он писал ей письма в стихах, но роман так и остался нереализованным. Позже актриса познакомилась с Виталием Губаревым. В то время он готовил сценарий “Королевства кривых зеркал”, на главную роль в котором планировалась Носова. В первую встречу в кабине режиссера она не обратила на мужчину никакого внимания. Губарев же, кажется, влюбился сразу: позже он приехал в Ялту, чтобы посмотреть на Носову на съемочной площадке. Этот фильм сведет их на шесть лет, которые позже Носова назовет самыми счастливыми.

Сказку – в жизнь!

Кстати, Тамара Носова не только обожала сниматься в сказках – всю свою жизнь она овевала сказочным ореолом. Ни в одном интервью, ни в разговорах с коллегами она не спешила рассказывать о себе. Лишь позже выяснилось, что настоящих родителей Тамара не знала, поскольку ее взяли в приемную семью из детдома. Когда стала знаменитой актрисой, биологический отец узнал ее на экране и решил выйти на связь. От отца актриса не отказалась, однако дальнейшее общение прекратила. Коллега по цеху Татьяна Конюхова вспоминала: “Тамара жила в себе, сама создавала про себя историю, верила в какую-то сказку о своем бытие. Ощущала себя в жизни как леди Гамильтон, всегда рассказывала про влюбленных в нее мужчин так, что они были просто потрясены ее красотой”.

Трудные отношения

У Тамары с детства был боевой характер. Уже в школе она “выпросила” себе всевозможные общественные нагрузки, по своей инициативе организовала драмкружок. Пыталась даже поставить взрослый спектакль про любовь, но учителя разрешили сценки про жизнь пионерии. А потом во взрослой жизни играла только то, чего от нее ждали другие. “Может потому, что я так жаждала драмы в искусстве, то и накликала ее в собственную жизнь”, – говорила про себя звезда.

Впрочем, знакомясь с Николаем Зосеевым-Руденко, она ни о какой драме не думала. Тамара была замужем за сказочником-писателем Губаревым, отправилась на концерты в Ялту, где выступал и режиссер. Вместе они отработали неделю. Режиссер вспоминал начало их романа так: “После ужина мы обсуждали работу. Было поздно, но вместо того, чтобы уйти в свой номер, я остался. На долгие семь лет”. Эти отношения не были легкими – Руденко большей частью работал в Киеве, учился в Ленинграде и приезжал к ней в Москву. Но самым сложным был его официальный статус – жена и дочь, которых оставить он не мог.

Усталость от однообразия

Тамара Носова была старше Зосеева-Руденко, но рядом с ним чувствовала вторую молодость. Они не жили вместе, лишь встречались на концертах и совместных поездках. Поезда, гостиницы – подобная романтика нравилась актрисе. У них могли быть дети, но для этого нужно было лечь в больницу на сохранение. Тамара не могла оставить карьеру, а когда поставила выбор своему возлюбленному, он не смог отказаться от семьи. Актриса пообещала больше не встречаться и очень переживала разрыв.

Закат в одиночестве

В середине 80-х приглашений в кино становилось все меньше, а сама Тамара Носова перестала общаться практически со всеми, кроме социальных работников. “Мы были золушками. Наши портреты висели во всех кинотеатрах, а мы были нищие”, – так печально и правдиво говорила про себя актриса. Подруга Татьяна Конюхова считает, что Носова сама закрыла за собой дверь – она буквально не пускала никого, кто хотел бы ей хоть как-то помочь. Актриса не увлекалась ни сигаретами, ни алкоголем, а проблемы переживала только внутри себя.

В 2007 году газеты и телевидение смаковали подробности смерти Тамары Носовой. Последние годы она действительно жила в чудовищных бытовых условиях. В ее квартире были тысячи книг. “Я спасаюсь чтением, ухожу вместе с персонажами книг из нашего государства, из нашего века. Как рассталась с последним мужем, так тридцать лет запоем и читаю”, – признавалась она в одном из последних интервью.

Комментарии