Гаечка-красотка, рыжий “Иванушка” и переосмысление жизни: каким получилась комедия “Тополиный пух”

На недавнем фестивале в Нижнем Новгороде комедия “Тополиный пух” открыла мероприятие и тут же была провозглашена главным недоразумением. При этом у картины с жизнеутверждающей историей, поднимающей вечные вопросы, оказалось немало поклонников. Комик Антон Лапенко крайне редко появляется на большом экране, потому участие актера в фильме стало приятным сюрпризом для почитателей его таланта. Давайте разберемся, чем так хорош и плох этот российский шедевр.

“Если бы я тебя такую не встретил, я бы…”

Эту фразу герой Лапенко произносит в одной из сцен, обращаясь к своей новоиспеченной знакомой, в которую влюбляется без памяти. Саша давно превратился в недовольного всем вокруг охранника. Неустроенность вызвана несбывшимися мечтами, неудачной личной жизнью и будущим без перспектив. Герой по-прежнему живет с бывшей супругой, только в разных комнатах, и мечтает свести счеты с жизнью.

Быстро находятся те, кто готов ему помочь: в обмен на квартиру нанятый Сашей киллер сделает свою работу, устранив… самого Сашу. Разве может быть что-то глупее? Может. Для отчаявшегося нереализованного мужчины. Но не стоит в этом месте ругать фильм – авторы дают герою возможность исправиться и познать цену своей жизни. Встретив стриптизершу в костюме Гаечки (Аглая Тарасова), Саша пытается отменить свой заказ и пускается в приключение, цель которого проста – выжить.

Визуальный аттракцион

Повествование “Тополиного пуха” делится на три части. Зрители видят историю глазами разных персонажей – самого Саши, Гаечки и наемного убийцы (Виталий Хаев). Все это напоминает структуру “Криминального чтива” Тарантино. Создатели поставили вполне выполнимую цель объединить роуд-муви (главные герои добрую половину фильма проводят в погонях), криминал (киллер не принимает отмену заказа и ходит за горе-охранником по пятам) и “доброе кино” (учитывая наличие смысла “понять и исправиться”, можно ожидать хороший финал).

Каждый последующий взгляд на те же события дополняется новыми деталями, быстрее двигая сюжет, при этом меняя жанр – ход интересный и получившийся. Соединить в финал историю целиком удастся только после знакомства с историей каждого участника.

Основная идея фильма “Тополиный пух” – все, что показалось, на деле может оказаться чем-то другим. Создатели стремятся не сделать рассказ от каждого участника скучным благодаря новой динамичности и смене ракурса. Определенное удовольствие для глаз это все же принесет, но быстро померкнет в череде переливающихся неоновых огней и благодаря какому-то сумасшедшему монтажу с меняющимися кадрами.

Прочие чудаковатости

Ввиду желания авторов объединить разные жанры “Тополиный пух” щедр на всевозможных персонажей и (видимо, важных для сценария) сцен, которые по-своему раскручивают водоворот событий. Зрители познакомятся с мнимой стриптизершей и водопроводчиком, посетят клубную вечеринку, станут свидетелями погонь и ограблений, признаний на крыше и катания на карусели. Все это будет сдобрено “Тополиным пухом” “Иванушек”, а задуманное появление Рыжего Андрея Григорьева-Аполлонова, которому герой Лапенко порежет ухо, должно растопить зрительские сердца окончательно. Что же, действительно конвейер красок и событий, точно не дающий заскучать.

Посыл, харизма и жанры

На самом деле смысл “Пуха…” кроется в глубине и развитии. Поначалу мы встречаем неудачника, которого от смерти спасает любовь. Просто и банально, но чем проще, тем понятнее, разве не так? Романтика уступает дорогу авантюре и криминалу, а отдельные сюжетные дыры, проскальзывающие в сюжете, быстро маскируются авторами динамичным ритмом и новыми, более удачными эпизодами.

В фильме “Тополиный дух” на самом деле много перехватывающих дыхание сцен, все смотрится на одном дыхании, а полтора часа экранных приключений пролетают незаметно. Особую харизму удерживает отнюдь не Лапенко, а горе-наемник и его внук, случайно севший в машину к деду по пути на задание. Большой плюс остается в том, что “Тополиный пух” не теряет комедийного посыла и сохраняет его до финала.

Неудачи и другая ерунда

И все же не стоит ждать идеального фильма. Местами сценаристы откровенно перегибают палку, скатывая вполне приличный юмор в пошлость, а желание пошутить над острыми проблемами (как, например, острые фразы про мигрантов) выходит неудачным – возможно, шутки просто оказались не в том месте.

Если Хаев балансирует между серьезностью и курьезностью (проблем доставляет внук, только мешающий выполнению заказа), то Лапенко даже в моменты переосмысления его персонажа не выдает нужных эмоций. Большую часть фильма он остается где-то посередине, все же склоняясь к образу безвольного рохли. Мужскими качествами от него точно не пахнет, а привязанность к Тарасовой-стриптизерше объясняется банальной влюбленностью в красивую фигуру, а не богатым внутренним миром возлюбленной, от которого захотелось жить дальше.

Отсылка к бессмертному летнему хиту

В своих отзывах о “Тополином пухе” зрители разделились на два лагеря: кому-то фильм пришелся по душе, другие сочли его слишком банальным и наивным. Но и те и другие задались вопросом: при чем тут популярная в 2000-х поп-группа?

Как оказалось, продюсеры изначально вписывали “Иванушек” в сюжет. Так, события в фильме происходят в вымышленном Верхнекамске, куда группа должна приехать с концертом. Упоминание о коллективе является некоей данью уважения, в этом году “Иванушки” отмечают 30-летие творческой деятельности.

Забавная история получилась с песнями для фильма. Планировалось использовалось четыре композиции, включая хит, давший название фильму, один из каверов “по приколу” записала супруга одного из сценаристов – версия получилась настолько удачной, что ее в слегка “отформатированном” виде оставили в финале.

И, наконец, какой “Пух…” без “Иванушек”? В фильме появился только Григорьев-Аполлонов, которому “выписали” небольшую сюжетную линию.

Актеры “Тополиного пуха”: Тарасова и Лапенко здесь не просто так

Звезда второго “Холопа”, “Льда” и многих других российских хитов, Аглая Тарасова долго выстраивала дорогу к комедийному амплуа. Она часто играет простых, знакомых всем девушек, непременно светлых и ищущих любви. В “Пухе…” актриса кардинально сменила образ, но сделала это исключительно по необходимости. Ее стриптизерша не вызывает отторжения и своим видом не отталкивает.

А еще можно отметить схожесть с другим проектом Тарасовой. Сериал “Вика-ураган” (снятый, кстати, той же командой) аналогично поднимает тему поиска себя, поднятия с колен и перезагрузки, а также “союза ненужных людей”. Примечательно, что “Пух…” был снят вперед, а “Вика-ураган” создавалась специально “под” Тарасову.

Наконец, Лапенко долго не соглашался, считая, что не справится с ролью. Сомнения ушли в первый съемочный день, когда снималась экстремальная сцена на крыше клуба. По признанию актера, именно в тот момент он понял, насколько идеально подходит на роль странноватого парня. Действительно, после выхода фильма разве можно представить на его месте кого-то другого?

Жизнь немного опасна, но очень прекрасна

Фильм “Тополиный пух” (2024) относится к тому типу фильмов, которые не получается воспринимать всерьез, даже если создатели вкладывают в идею смысл. Это определенно зрительское кино для вечернего просмотра, не претендующее на серьезную оценку. При желании можно найти массу похожих ссылок и утверждать о вторичности и отсутствии оригинальности, но подобные комедии с погонями и чудаковатыми персонажами априори должны “повеселить на раз”. Не более того.

“Тополиный пух” пусть и получился далеко не оригинальной историей, но узнаваем благодаря приправленными “фишками” из многих хитовых картин 2000-х. Если бы “Тополиный пух” появился десять, двадцать лет назад, ничего бы кардинально не поменялось. Удручает, что картину со всем заявленным потенциалом включили в программу серьезного кинофестиваля, а по факту действительно получилось лишь повеселить зрителя.

Комментарии