“Каникулы”, “Невидимый мой”, “Королевство”, “Агния”, “Кинопленка № 8”: самые интересные фильмы с фестиваля “Маяк”
В Геленджике прошел фестиваль “Маяк”, который уже назвали мероприятием об актуальном кино. Для индустрии это, несомненно, важное событие. Особенность “Маяка” в том, что зрителями выступают профессионалы-кинематографисты. Программа прошла под лозунгом объединения мужских и женских взглядов, прошлого и настоящего. Гран-приз фестиваля получила подростковая драма “Каникулы”. Какие еще фильмы представил фестиваль “Маяк”, узнаем далее.
“Эра”
Картина создана для того, чтобы показать сложности женской судьбы. Главная героиня Эра (Марианна Шульц) вместе с сыном-инвалидом (Геннадий Блинов) переезжает в дом своей матери, поближе к морю, бесконечным полям и лугам. Но даже солнечные дни не решают проблему нехватки денег. Женщина пытается устроиться на любую работу, но все время получает отказы. О личной жизни даже думать не хочется, хотя в мечтах Эра надеется на появление принца из сказки. Но на пути встречаются только обманщики.
“Эру” отличают яркие краски, однако с развитием событий женщина превращается в застрявшую во временной петле героиню, к которой не испытываешь сочувствия. В порыве страданий она говорит о том, что совсем не умеет жить, а зритель не знает, чем ей помочь. Плавно сюжет меняет направление: это уже не история о несчастной женщине, а бесконечное путешествие ищущей покоя души.
“Невидимый мой”
События развиваются в безымянном городе, где живут научные сотрудники. Когда-то муж Марии (Дарья Екамасова), занимаясь научным проектом, пропал без вести. Супруга до сих верит в лучшее и ждет, что муж-физик вернется. Она даже готова поверить в то, что он находится в параллельной вселенной. Персонаж Владимира Селезнева – бывший коллега исчезнувшего ученого, неожиданно вернувшийся в городок для поисков лабораторных документов. Сам городок готовится к ликвидации. Главная героиня фильма “Невидимый мой” не знает, что делать: то ли остаться и ждать мужа дальше, то ли уехать вместе с проявляющим интерес дальнобойщиком, в котором видит слабую, но надежду на будущее.
Картина экспериментирует над темой сверхъестественного и явно отсылает к жанровым хитам вроде “Интерстеллара”. “Невидимый мой” отличается холодной визуальной картинкой, а персонажи зубрят какую-то непонятную сложную терминологию. В фильме отсутствует драйв и динамика, общий стиль похож на артхаусный “Чернобыль”. Это история о сложном выборе, ожидании мужа-невидимки, распадающемся социуме.
“Каникулы”
Группа из двенадцати подростков отправляется на театральный фестиваль. Руководит поездкой молодая учительница (Дарья Савельева) и завуч (Полина Кутепова). С разными принципами воспитания и преподавания, они не в восторге друг от друга, но вынуждены искать общий язык. На месте организаторы неожиданно вставляют палки в колеса: нужно много изменить в программе выступления, а времени на это нет. Две преподавательницы – главные героини фильма “Каникулы” – должны забыть об обидах и ради детей быстро найти выход. Для подростков участие в фестивале это не только возможность показать себя, но и решить собственные драмы, которые иногда затмевают все остальные проблемы: кто-то мучается от безответной любви, кого-то бросает возлюбленный.
Для Анны Кузнецовой, написавшей сценарий и снимавшей ранее короткометражки, эта картина является полнометражным дебютом. Его она называет историей о любви и принятии неудачи. Неопытные и не повзрослевшие, персонажи фильма “Каникулы” сталкиваются с проблемами, неуверенно ступают на землю, ищут опору, находят решения и (возможно впервые) не боятся заявить о собственных правах. Для них окружающий мир предстает жесткой системой с постоянными цензурными рамками: диалоги нужно переписать, сцены заменить. При этом обязательно дойти до конца, если хочешь получить результат. Наконец, “Каникулы” очаровательно иронизируют над постулатами современного общества. Как результат – заслуженное первое место на фестивале “Маяк” (2024).
“Королевство”
Еще одна история о подростках, только в отличие от “Каникул”, с более глубокой драматической основой. В центре повествования – группа вчерашних постояльцев детдома, которые, выпустившись, словно получив долгожданную свободу и право стать взрослыми, решают отметить это событие, арендовав коттедж. Полученные пособия они быстро спускают на развлечения и атрибуты роскошного праздника: алкоголь, музыка, сигареты. Хочется верить, что так наступает переход во взрослую жизнь, но зрелость только маячит где-то вдалеке. Не желая останавливать праздник, ребята и по истечении срока аренды решают остаться в доме. Первым “звоночком”, что они явно совершают ошибку, является неожиданная находка – в коттедже спрятано оружие.
Фильм “Королевство” – жанровое кино с очень тонко прорисованными персонажами. Картина чем-то напоминает “Республику ШКИД”, здесь перемешиваются такие понятия, как воспитательная работа и необдуманное, глупое озорство, способное разом сломать будущее. На фестивале картину хвалили не только за глубокий сценарий, но и за операторскую работу. На экране мы видим много крупных планов, через которые зрителю передается внутренний мир героев. С развитием событий становится известно об их жизни чуть больше: отсутствие любви и заботы, перспектива одиночества и неустройства в жизни, полная оторванность от социума. Полные внутреннего страха, герои “Королевства” прибегают к запрещенным веществам, ненавидят все вокруг. Интересно и то, что даже когда начинается настоящий штурм коттеджа, они все равно надеются, что кто-то неизвестный их обязательно спасет, ведь они и так потеряны настолько это возможно. Фильм “Королевство”, возможно, единственный на фестивале, который заставит пустить слезу.
“Белый пароход”
Во времена перестройки из Москвы в Якутию направляется новый директор музыкальной школы. Желая устроить свой порядок, он не находит поддержки в лице руководительницы детского хора. Непростое время вокруг добавляет сложностей, народ этого местечка заново ищет свою идентичность. Две культуры сталкиваются в противостоянии, а у персонажей появляется возможность прийти к светлому будущему. “Белый пароход” прячется за долгие паузы, разбавляя кадры музыкальными номерами хора. Неспешное кино, оно о культурах, музыке и любви, которая может не случиться.
“Агния”
Женщина-печница (Евгения Громова) живет в аварийном доме на Крайнем Севере. Ей приходится в одиночку воспитывать сына, а пропитание искать в проруби. У нее нет возможности накопить денег на переселение, а местная администрация с расселением не торопится. Глава администрации Борис (Сергей Гилев) предлагает выложить печь в его доме, и молодая женщина соглашается, еще не подозревая, к каким отношения эта сделка приведет.
“Агния” – яркий конкурсант фестиваля “Маяк” – северное, холодное кино, от которого хочется согреваться. Это своеобразная сказка, полная забавных персонажей, диалогов и непредсказуемого финала. Мораль картины – нежелание соблюдать традиционные каноны, делая выбор в пользу самобытной истории.
“Год рождения”
Подросток Филипп не может спокойно принять распад любимой панк-группы, продолжает рассказывать о ней в своем подкасте, а его квартира стала музеем для всех поклонников коллектива. Жить героя меняется, когда он встречает Марину (Анастасия Талызина). Эта картина – история о выборе между потенциальным семейным счастьем и тяготящих панк-желаниях, от которых сложно отказаться. На фестивале “Маяк” Эльдар Калимулин отметился призом за главную мужскую роль, а Юра Борисов предстал в фильме в образе отвязного панк-музыканта.
“Кинопленка №8”
Триллер с вкраплениями мистики и криминала отправляет зрителей в 90-е. Мария (Кристина Асмус) снимает заброшенный кинотеатр, где руководит салоном видеопроката. Женская судьба героини далека от счастливой: муж связался с мафией, сын куда-то сбежал, а единственное средство заработка хотят забрать бандиты во главе с героем Даниила Воробьева. Женщине помогает бывший бандит, убежавший от своих, и бывший киномеханик.
“Кинопленка № 8” своим названием задает тон всему повествованию, зрителю остается только дождаться развязки, связанной с таинственной пленкой. Фильм балансирует на грани гротеска – как признались создатели, вдохновением послужило японское аниме.