Настоящая жизнь без прикрас глазами залетного иностранца: каким получилась комедия “Особенности национальной больницы”
В 1995 году режиссер и сценарист Александр Рогожкин снял фильм “Особенности национальной охоты”, запустив череду народных фильмов с неизменным названием “Особенности…”. Можно сказать, что эти фильмы превратились в своеобразную франшизу. За почти тридцать лет современные кинематографисты не забыли о “национальной” франшизе и в новом фильме “Особенности национальной больницы” показывают Россию другими глазами – глазами сегодняшнего дня.
Главным героем выступает молодой немецкий гувернер, который прибыл из родной страны в качестве волонтера – зритель узнает позже, какие именно цели им двигали. Картина участвовала в нескольких кинофестивалях, продюсерами выступили Алексей и Илья Учители. Давайте разберем, сохранилась ли в картине гениальная формула жанра, заданная некогда Рогожкиным, и получится ли у “… больницы” стать народным хитом.
В Россию с любовью
Вернер (его играет дебютант Карл Филлип Бенцшавель) приезжает в северную столицу для практических занятий немецким языком, но на работу учителем его не берут из-за отсутствия медицинской справки. Чтобы раздобыть документ, герой соглашается поработать день в больнице. Длинная смена полна приключений: немец практически спасает от самоубийства таинственную девушку, заводит дружбу с санитаром Виктором (Кузьма Котрелев), успевает не единожды разозлить заведующую отделением (Виктория Исакова) и применить свои медицинские познания на деле – сделать массаж сердца. Фильм словно подсказывает: зачем Вернеру преподавание, если врачевание получается куда лучше?
Немца “встречают” жилищно-бытовые проблемы, которые еще не раз дадут о себе знать, словно желая напугать, но стойкий Вернер достойно выдержит встречу и с темной прачечной, где его будет поджидать “местная” пациентка, и с еле шевелящимся и внушающим ужас старым лифтом.
Сохраняя лучшие традиции?
“Особенности национальной больницы” (фильм 2024 года) сняты намного позже последней части, после ухода из жизни Рогожкина, успевшего, вероятно, оставить сценарные задумки. Насколько видна связь “… больницы” с другими фильмами франшизы, предстоит выяснить зрителю, но очевидно, что создатели решили дать название фильму в том же ключе, хотя Рогожкин запомнился публике благодаря генералу Булдакову, егерю Кузьмичу и молодому финну, познающем русскую культуру. В “… больнице” их места займут другие, не менее яркие персонажи, а егерь Кузьмич вернется в новом амплуа.
О настоящей жизни без прикрас
Фильм “Особенности национальной больницы” если нельзя назвать народным, то точно продюсерским. Заслуга режиссера Станислава Светлова видна – он постарался снять не бездушное, доброе кино в лучших традициях. А главное, реальное, в отличие от большинства продюсерских проектов с огромным бюджетом, где эта самая реальность приукрашена глянцевой красотой.
Режиссер старается сохранить черты фильмов Рогожкина, заботится о каждом персонаже и не добавляет визуальной напыщенности: в больнице можно лицезреть обшарпанные стены и подержанное оборудование, врачи трудятся больше по любви к профессии, а не к высокой зарплате. Все это создает впечатление той самой простоты, что подтверждается зрительскими отзывами об “Особенностях национальной больницы”.
Лечебное заведение представлено как макет большой страны, у которой куча проблем и вопросов для решения одновременно с неуемностью, человеческим оптимизмом и верой в хорошее: взять хотя бы персонал, который искренне ратует за здоровье пациентов и всячески пытается им помочь.
Взрослому поколению есть что посмотреть
“Особенности национальной больницы” на одном из фестивалей получили зрительский приз – согласитесь, это как раз говорит о народном признании. Формула успеха здесь проста: старшие зрители с удовольствием погрузятся в ностальгию по 90-м, для зрителей младшей возрастной группы картины станет веселыми приключениями иностранца в стенах лечебного заведения. Даже егерь Кузьмич в исполнении Виктора Бычкова появляется в роли одного из пациентов.
В череде всевозможных разножанровых новинок “Особенности…”, скорее всего, потеряются, но собрать хоть какую-то кассу все же попробуют. Тем более чио ключевые составляющие для этого имеются: заставляющие улыбнуться ситуации, динамика развития повествования, добрый юмор и кажущиеся знакомыми персонажи. В одной из сцен немец, делая массаж сердца под песню Укупника, буквально заставляет Укупника прийти в сознание – хотелось бы, чтобы таких ярких сцен было побольше. Но и на том спасибо.
Зачем в картине иностранец?
Авторы сделали главного героя иностранцем неспроста. Никакого политического намека здесь нет, просто нужно показать больницу – страну в миниатюре – глазами человека, который, возможно, что-то о ней слышал и, наконец, видит бурлящую жизнь своими глазами. Нетрудно догадаться, что какие бы перипетии не встретились на пути Вернера, пребыванием в России он останется впечатлен и ему точно будет, что вспомнить.
С другой стороны, слишком частые “познания” иностранцем культуры и российского хаоса могут зрителю надоесть. Предшественники “Особенностей национальной больницы” тоже сталкивали представителей разных культур и менталитетов. Обычно заграничные гости более спокойны, скучны и всегда нужны, чтобы показать противопоставление со своими соотечественниками. Впрочем, задумка вовсе не в сравнении – перед зрителями не интеллектуальное кино с демонстрацией серьезных навыков и умений, а всего лишь попытка взглянуть на себя со стороны и от души посмеяться.
Преемственность поколений
Прибыв в больницу, немец Вернер сталкивается с представителем советской эпохи колясочником Ивановым (его играет Василий Кортуков), который первым делом интересуется о цели визита в СССР. В этом эпизоде наблюдается некая преемственность поколений: на дворе давно не СССР, но в психологическом смысле страна, больше знакомая Иванову, в отличие от современной России, никуда не делась.
Персонажа Кортукова (вообще, все актеры “Особенностей национальной больницы” сыграли ярких персонажей) по целевой нагрузке на сюжет можно сравнить с Булдаковым – олицетворением здравого смысла, мужественности и солидного жизненного опыта. Он является автором большинства важных реплик, которые вбрасывает, не особо обдумывая, но всегда четко. Также метко он посмеивается над труднопроизносимой фамилией геноссе Мюллера (“Нормальную не могли придумать?”), а преподавательские амбиции прибывшего немца безжалостно разбивает с порога: “Немцы приезжают к нам не учить, а учиться на ошибках”.
Здесь каждый – персонаж
В фильме “Особенности национальной больницы” не стоит ждать раскрытия персонажей, хотя каждому из них отведена определенная роль – показать многообразие России. В том числе через другие языки, кроме русского: старый закалки Иванов знает немецкий, пожилая пациентка использует французский, а волонтер любит английский и слова-сокращения.
Авторы неспроста свели этих персонажей, в них – отражение разных поколений и эпох, ярких по отдельности и всех вместе. С Ивановым все понятно: он владеет немецким потому, что “врага нужно знать в лицо”. “Француженка” символизирует эпоху культурной России, где было модно выражаться на языке любви и читать Маяковского, а волонтер, самый молодой из персонажей, олицетворяет подростка, выросшего на зарубежной поп-культуре, по-видимому, “случайно” появившейся в стране на рубеже 2000-х.
Привет из прошлого
Зрительские отзывы о фильме “Особенности национальной больницы” признают отсутствие оригинальности, что не портит общего впечатления. Это кино не отдает вторичностью – много ли в России “полных метров” на медицинскую тематику, которые вдобавок не пичкают сложной терминологией, а дарят кучу положительных эмоций? Эмоции щедро подарены в виде юмора, включающего цитаты из других знакомых картин, и немного юмора от Рогожкина.
Как попытка связать сегодняшние дни (только хорошее, без намека на сложные времена) и былые 90-е, фильм “Особенности национальной больницы” (2024) отлично справляется с поставленной задачей. Здесь в меру концентрируется дух 90-х, хотя точно непонятно, когда именно развиваются события – никакой конкретной отсылки ко времени нет. Но есть вечная константа, проявляющаяся в элементах разрухи и бедности. Некоеим безвременьем выступает каждодневный труд персонала – борьба за здоровье пациентов, а более страшные потрясения пусть остаются за пределами больницы.