“Я люблю патину и разбитый асфальт”: Алексей Герман о фильме “Воздух”, режиссуре и своем кино

Алексей Герман-младший – яркий представитель современного российского кинематографа, фильмы которого заставляют зрителей задумываться и переживать вместе с героями. В интервью Егору Спесивцеву в видеоподкасте "Пленка" он рассказал о новом фильме «Воздух», особенностях режиссуры и своем подходе к киноискусству.

О войне как фоне, а не центральной теме

Глубина и сложность кинематографического языка Алексея Германа всегда вызывали восхищение зрителей и критиков. Его новый фильм "Воздух" не стал исключением: это не просто картина, а целая мозаика мыслей и идей, заставляющих задуматься о войне, любви и человеческой судьбе.

По словам режиссера, драма задумывалась как притча, насыщенная эмоциональными переживаниями. Война в фильме выступает скорее фоном, антуражем, чем центральной темой.

О чем фильм

Весна 1942 года – один из самых тяжелых периодов Великой Отечественной войны. В это время по Дороге жизни, связывающей блокадный Ленинград со страной, вывозили детей. Наши летчики защищали их от налетов вражеской авиации, но безуспешно. Люди понимали: им всем предстоит умереть, но эта мысль не вызывала ни у кого ужаса.

На помощь прибывают девушки-истребители, которые вступают в смертельную схватку. Командир эскадрильи Алексей Астафьев в исполнении Сергея Безрукова пытается жалеть девчонок, однако война не оставляет места для сентиментальности.

О метафорических подтекстах

Фильм исследует темы взросления, смирения перед смертью и адаптации к новому миру. Со всеми героями происходят глубокие метаморфозы, что отражается в изменении их восприятия и действий. Хотя некоторые зрители увидели в фильме метафорические подтексты, сам режиссер не закладывал их намеренно.

Он стремился создать историю, которая бы затронула на эмоциональном уровне. По его мнению, каждый может интерпретировать фильм по-своему.

О месте человека в мире

Одна из основных тем, которая затрагивается в "Воздухе", – исследование человечности в условиях тяжелых испытаний. Герман отмечает, что, несмотря на трагическое мировоззрение, важно осмыслить место человека в мире и значение мелких трагедий на фоне великих исторических событий.

О взрослении в условиях войны

Главные героини – "ночные ведьмы", девушки-истребители, которых бросают в бой. Они находятся в замкнутом пространстве самолета, что подчеркивает их беспомощность и ограниченность в действиях, несмотря на бескрайнее небо вокруг. И это усиливает внутренний конфликт и напряжение.

"Воздух" создавался как блокбастер с минимальным количеством компьютерных эффектов и максимальной аутентичностью. Это фильм о взрослении в мире, где война меняет людей и обстоятельства.

Съемочная команда стремилась преодолеть штампы русского военного кино и создала нечто новое и эмоционально насыщенное. Здесь нет героизации войны: есть ее обыденность и неизбежность смерти.

О максимальной аутентичности

Для того чтобы погрузить зрителя в атмосферу изображаемого времени, создатели фильма приложили огромные усилия по подбору локаций, созданию декораций и реквизита, которые максимально бы соответствовали историческому периоду. Детально проработанный гардероб, соответствующий той эпохе, подчеркивает аутентичный образ каждого персонажа.

Благодаря этому зритель получил возможность не только визуально, но и эмоционально слиться с прошлым, что позволило по-новому взглянуть на известные исторические события.

О режиссуре и своем подходе к киноискусству

Алексей Алексеевич признается: в детстве он много раз смотрел фильмы своего отца, что сформировало его собственный режиссерский стиль. Для него важны также произведения таких авторов, как Пушкин и Окуджава, которые влияют на его восприятие мира и кино.

Герман говорит, что старается вносить в свои работы уникальную визуальную и смысловую поэтику. Локации съемок, выбор символов и образов – все это тщательно продумывается им, чтобы создать на экране ощущение подлинного мира, полного глубоких переживаний.

О лишних людях в истории

Герман не скрывает: "Воздух" – это не только фильм о войне, но и о лишних людях, тех, кто не вписывается в общепринятые нормы и чьи внутренние конфликты становятся центральной темой.

Это кинематографическое размышление о том, могут ли персонажи, казалось бы, не играющие ключевой роли в истории, ее менять.

О любви к Петербургу

Герман предпочитает снимать свои фильмы в Санкт-Петербурге, отмечая, что этот город с его особенной атмосферой очень ему близок. "Я люблю патину и разбитый асфальт", – признается в любви к Питеру Герман. В столице ему неуютно, Москва слишком чистая, а свежевыкрашенные здания его не притягивают. А в Петербурге есть некая интимность и закрытость.

Несмотря на то что изначально «Воздух» планировалось снимать в других локациях, пандемия заставила команду адаптироваться и перенести съемки в Питер. Это решение лишь усилило камерность фильма, что стало важной частью его эстетики.

О новых формах выражения

В интервью Герман-младший не скрывает, что восприятие кинематографа меняется со временем и что очень важно искать новые формы выражения. Он утверждает: исторические циклы и кризисы идей – неизбежный процесс, открывающий двери для новаторства и экспериментов в искусстве.

Герман уверен, что возможность переоценки и переосмысления традиционных жанров и идей в кино – это то, что ждет нас в будущем. И каждому творцу нужно стремиться к исследованию новых горизонтов и границ, выходящих за пределы установленных канонов.

И его "Воздух" – это пример стремления к изменениям в кинематографе. Он рад, что его картина дала повод для размышлений о законах жанра и самого искусства.

Комментарии