“Для меня это больше про характеры, чем про социальные темы”: режиссер Софья Меледина об интересах в профессии и новом фильме “Миттельмарш”

Режиссерское искусство никогда не стоит на месте: оно эволюционирует вместе с современными технологиями и обществом. Молодой режиссер Софья Меледина, выпускница мастерской Алексея Учителя во ВГИКе, в картине "Миттельмарш" проникает в глубины человеческой души через образы и идеи, затрагивающие современные темы и проблемы. Она рассказала о своем дебютном полнометражном фильме и поделилась мыслями о профессии кинорежиссера.

Дебютная работа

Софья Меледина пришла к своему фильму не сразу. Сценарий "Миттельмарша" был написан Натальей Дементьевой еще на третьем курсе ВГИКа и долгое время пролежал на студии "Рок". Софья вместе с продюсером Алексеем Учителем серьезно перерабатывали текст, внося глобальные изменения.

Особую роль в создании фильма сыграл кастинг. Софья отмечает, что актеры привнесли в персонажей много нового. Например, Иван Злобин, исполнивший роль Мити, добавил герою внутренний стержень, которого не хватало в сценарии.

А актриса Тина Стойилкович, сыгравшая Полину, родилась в Сербии и выучила русский язык всего за несколько лет. Чтобы избежать акцента, ее реплики были переозвучены другой артисткой.

Название со смыслом

Загадочное название ленты вызывает много вопросов у зрителей. Софья так объясняет его значение: "В фильме карманник Ковальски говорит: "Миттельмарш – это край, где мы все живем, но там могут происходить волшебные, невероятные события". Это слово существует, оно из немецкого языка. Наташа, сценаристка фильма, его нашла и использовала. Мне кажется, что это не только про героя Митю, это про весь мир фильма".

Режиссер признается, что были сомнения насчет сложности названия, но в итоге решили оставить его, так как оно идеально отражает суть картины.

Петербургская сказка для взрослых

"Миттельмарш" – романтическая история о молодых активистах, пытающихся спасти историческое здание в Петербурге от сноса. Фильм получился необычным и атмосферным, с элементами сказки и фантазии. Меледина говорит, что ей очень интересны главные герои, потому что они интеллигенция.

"Для меня это больше про характеры, чем про социальные темы", – говорит она, сожалея, что про этих людей сейчас снимается довольно мало. "Интеллигенция – социальный слой, который никогда не был четко сформулирован, но он не исчезает, а просто изменяется. И важно как-то это сохранить в искусстве", – рассуждает Софья.

Режиссер признается, что ее всегда привлекали странности в людях и необычные персонажи. Именно поэтому герои "Миттельмарша" получились такими самобытными и запоминающимися.

Красота в деталях

Особое внимание в фильме уделено визуальной составляющей. Меледина вместе с оператором и художником-постановщиком создали удивительный мир города, не похожий на привычные открыточные виды. Ей показалось, что снять картину про нетипичный и нестереотипный Петербург, – это необычный ход, поэтому интересный. "Мне хотелось, чтобы герои существовали именно в таком мире", – объясняет режиссер.

Одной из самых впечатляющих локаций стала заброшенная оранжерея, которую команда фильма буквально создала с нуля в пустом заводском помещении. Софья отмечает гениальное решение художника-постановщика использовать полиэтилен для создания нужной атмосферы: "Это очень ценно, когда художник может не за деньги, а именно своим талантом придумать что-то, что сделает место особенным".

Анимация как часть киноязыка

Интересной находкой фильма стали анимационные вставки, органично вплетенные в повествование. По словам Софьи, это помогло расширить внутренний мир главного героя и сделать фильм богаче.

"Мне кажется, что этот прием подчеркивает немного сказочную атмосферу. Но не очень нравится, как анимация соединяется с фильмом, этот прием еще не до конца используется. Мне бы хотелось это как-то развивать дальше", – делится режиссер.

Женщина в профессии

Софья Меледина – молодая мама, которая умудрилась совместить съемки дебютного фильма с воспитанием полугодовалого ребенка. Она признается, что это было непросто эмоционально. Она прибегала в вагончик к дочке и думала, что ей срочно надо мчаться на площадку. А когда работала, корила себя за то, что она плохая мама.

"Мой ребенок дает вдохновение, ты чувствуешь, что хочешь реализовываться, потому что это важно не только для тебя, но еще для одного человека", – признается режиссер, которая уверена, что пол не влияет на профессию, и призывает девушек не бояться совмещать творчество и материнство.

Кстати, отцом ребенка называют наставника Мелединой – Алексея Учителя, который помогает ей с карьерой. Именно он достал деньги для съемок "Миттельмарша".

Планы на будущее

Сейчас Софья работает над двумя новыми проектами. Один из них – игровой фильм о дублере Гагарина, который так и не полетел в космос. Второй – документальная картина о женщине из Ханты-Мансийска, удочерившей восемь девочек, шесть из которых с синдромом Дауна.

"Я считаю, что мы все несем коллективную ответственность не только за то, что происходит с нашей страной внешне, но и внутренне тоже. В том числе за детей, которые оказываются в детских домах", – так объясняет Софья свой интерес к этой теме.

Меледина уверена, что и игровое, и документальное кино помогают лучше понимать людей. Софья подчеркивает, что главное в профессии режиссера – искренняя любовь к кинематографу. Она преодолевает все трудности и находит нестандартные решения, создавая работы, которые находят отклик у зрителей.

Комментарии