5 тенденций в мировой музыке за последнее десятилетие: как изменились песни с 2010 года
Вернемся на некоторое время в прошлое десятилетие. Наверняка кому-то уже кажется, что оно далеко позади. На самом же деле с начала года прошло еще не так уж много времени. Поэтому вспомнить, что произошло в мире музыки за последние десять лет, несложно.
Песни без припевов
Прошедшее десятилетие принесло меломанам немало удовольствия. Ведь в нем было написано множество хитов. А что обычно приходит людям на ум, когда они слышат словосочетание "популярная песня"?
Ну, конечно же, запоминающийся припев. Раньше казалось, что ни один шлягер не может обойтись без него. Но 2010-е годы убедили людей в обратном. Можно даже сказать, что в прошедшем десятилетии ощущался явный дефицит хороших припевов.
Взять хотя бы песню Кэти Перри Dark Horse.
Инструментальный проигрыш создает впечатление, что за ним последует кульминация. К ней подталкивают даже слова песни: "Вы готовы к сильному шторму?"
Но когда наступает время для припева, вдруг звучит странный синтезаторный риф, сопровождаемый ударами басового барабана. У слушателя создается впечатление, что он провалился в "черную дыру".
"Это было для нас самым неожиданным открытием, когда я писал книгу о современных хитах, - говорит музыкальный критик, профессор музыковедения Нейт Слоан. - Ведь начиная с 1960-х эстрадные композиции почти всегда писались в куплетно-припевной форме. Но в последнее десятилетие произошел явный уход от нее".
Эксперты считают, что это случилось во многом благодаря успеху песни Рианны и Кельвина Харриса We Found Love, которая была издана в 2011-м.
Первая часть этой композиции звучит как любой другой популярный трек Рианны. В качестве припева певица повторяет строчку We found love in a hopeless place четыре раза.
Но потом Харрис делает нечто неожиданное. Вместо того чтобы перейти ко второму куплету, он нагнетает напряжение, переходит в более высокую тональность. Ударные играют бешеный ритм. И эта часть композиции звучит гораздо эффектнее, чем куплет, исполненный Рианной.
Сокращение продолжительности композиций
В 2013 году средняя продолжительность песни была 3 минуты 50 секунд, а к 2018-му она сократилась на 20 секунд. И похоже, что эта тенденция будет сохраняться. Рэпер Lil Nas X стал одним из самых громких открытий 2019-го благодаря своему блестящему хиту Old Town Road.
Композиция звучит всего 1 минуту и 52 секунды. Эксперты утверждают, что длительность треков сократилось из-за появления стриминговых сервисов.
"Таким сайтам выгодно, чтобы люди послушали всю песню. Если это произошло, то есть вероятность, что они добавят трек в свой плейлист", - говорит Нейт Слоан.
К тому же стриминговые сервисы платят артистам деньги за каждое прослушивание их записи независимо от продолжительности песни. Канье Уэст получает за свою эпическую Runaway столько же, сколько за песню Gold Digger, которая в три раза короче.
Интернет повлиял и на структуру песни. Теперь почти никто не пишет длинных вступлений. Ушло в прошлое и постепенное затихание музыки в конце.
Человек может не дослушать до конца длинный инструментальный проигрыш и выключить плеер, а это невыгодно исполнителям.
Пение, похожее на декламацию
Хип-хоп стал неотъемлемой частью музыкальной культуры. Его исполнительские приемы проникли в другие жанры. В результате такие артисты как Эд Ширан и Тэйлор Свифт стали использовать в своем творчестве ритмы, пришедшие из рэпа.
Усложнение ритма почти всегда приводит к упрощению мелодии. Поэтому Тэйлор Свифт и Эд Ширан написали множество песен, мелодии которых состоят всего из одной-двух нот. Такие разговорные интонации создают эффект дружеской беседы. А если в припеве тональность повышается и певец показывает блестящее владение своим голосом, то это воспринимается как луч света, пробившийся сквозь тучи.
Нейт Слоан говорит, что впервые такой ход появился в песне Hey Ya дуэта Outcast. Она была записана в 2003 году. Один из участников группы однажды признался, что очень волновался перед выходом композиции. Потому что в то время никто и представить себе не мог, что рэпер может петь. Сейчас же это происходит постоянно.
Без предупреждения
В конце 2013 года Бейонсе произвела революцию в мире музыкальной индустрии, неожиданно выпустив новый альбом. Он вышел без предварительного анонсирования и рекламной кампании. В сети просто появился альбом и 17 клипов на композиции из него. Три года спустя звезда повторила то же самое с диском Lemonade.
Не только музыка
Во время записи этих дисков личная жизнь Бейонсе активно освещалась в прессе. Звезда то ссорилась со своим мужем, рэпером Jay-Z, то мирилась с ним. Многие композиции посвящены семейной драме.
За всем этим, как за сюжетом телесериала, с интересом следили поклонники исполнительницы.
"Это прекрасный пример того, как многие исполнители сегодня привлекают внимание к себе не только своими песнями, - говорит музыкальный критик Хардинг. - В ход идет все: живые выступления, клипы, информация о жизни певца. Эти составляющие складываются в единый образ артиста. И когда мы слышим музыку, то вспоминаем все эти вещи".
Возрождение карибских ритмов
Появившись в Африке, эти ритмы в 19-м веке были привезены с рабами на Кубу. Там они послужили основой для жанра хабанера, а потом распространились по всему карибскому региону. В прошлом веке они проникли в поп-музыку. При звуках таких композиций у слушателя создается радостное настроение, поскольку они напоминают ему о солнечных летних днях и предстоящем отпуске или каникулах.
В 2010-х мода на карибские ритмы вернулась. Так, в прошлом году в европейские и американские хит-парады попало множество подобных композиций, среди них Bad Bunny - Callaita и Daddy Yankee - Con Calma.
Какой будет популярная музыка нового десятилетия?
Технологии во многом определяют развитие музыки. Критики Хардинг и Слоан предполагают, что обилие наушников повлияет на поп-культуру.
"Билли Айлиш - яркий представитель вокалистов нового поколения, - говорит Нейт Слоан. - В будущем мы услышим гораздо больше такого тихого пения. Благодаря шепоту создается впечатление, что артист находится рядом и разговаривает только с тобой".
Но это всего лишь предположение. И сейчас вряд ли кто-нибудь сможет точно предсказать, какой будет музыка лет через восемь-девять. Так же, как в начале 2010-х никто не мог себе представить, что в конце десятилетия самой популярной певицей станет девушка, которая обращается к своим слушателям шепотом.