Как ведьмам на крещеной Руси жилось: по каким приметам определяли, знается ли человек с темными силами

Во все времена к ведьмам у людей было отношение неоднозначное. Некоторые восторгались их способностью исцелять людей и скот, поэтому часто к ним обращались. Но основная часть населения и власти были категорически против вмешательств темных сил в последовательность природных процессов. Поэтому колдунам жилось на Руси несладко, особенно на их истреблении настаивала церковь.

Кто такие ведьмы

Ведьмами на Руси считались женщины, обладающие определенными магическими способностями. В разных регионах их представляли по характерным признакам. Жители северных районов воспринимали в качестве колдуньи старую сгорбленную бабку, которая никогда не расчесывалась (персонаж Бабы-Яги). Она обязательно должна была жить одна на окраине деревни или села (а иногда — в лесу). Южные районы воспринимали в качестве ведьмы молодую красивую девушку или еще не состарившуюся вдову. Ее боялись и опасались женщины, поскольку девица или вдова могла легко соблазнить любого женатого мужчину и увести из семьи. Мужчины тоже обходили стороной таких дам. Они понимали, что, попав в чарующие сети обольстительницы, обратного выхода не будет. Жители остальных регионов считали ведьмой толстую некрасивую и не очень молодую женщину, о которой обязательно должно было присутствовать бельмо на одном их глаз.

Добрые колдуньи

Знахарки и целительницы на Руси также считались ведьмами, поскольку они умели делать необычные вещи. Они лечили людей от всевозможных болезней, спасали детей, уберегали от гибели скот, способствовали наступлению богатого урожая. Многие их почитали и уважали, поскольку такие ведьмы никогда не требовали платы за свою работу и откликались по первому зову тех, кто нуждается в помощи. Мало того, добрые колдуньи часто без сожаления отдавали свое ради счастья других людей. Они прекрасно разбирались в лекарственных растениях и психологии людей.

Злые ведьмы

Другая категория колдуний кардинально отличалась от добрых целительниц. Такие женщины никогда не делали ничего просто так. Иногда плата была настолько высокой, что обратившийся за помощью вынужден был остаться практически нищим. Злые ведьмы насылали болезни на детей, омертвляли людей, разбивали семьи, истребляли скотину, насылали плохую погоду и лишали жителей села урожая. Они были очень завистливые, мстительные, неприветливые и коварные. Очень часто над такими женщинами местные жители совершали самосуд.

Основные признаки

Помимо внешних признаков, у ведьм были другие отличительные особенности. Колдуньи также посещали церкви, но они позволяли себе становится спиной к иконам, не крестились и не молились. Односельчане всегда обращали друг на друга пристальное внимание. Особенно это касалось тех, кто чем-то себя скомпрометировал в глазах окружающих. Еще одним признаком ведьмы являлось присутствие у нее небольшого хвостика на копчике. Поэтому бабы старались пригласить свою «подозрительную подругу» в баню. Если девушка по какой-то причине отказывалась, по поводу нее сразу делали соответствующие выводы. Некоторые особо стеснительные женщины также попадали под подозрение, поскольку все считали, что они стараются спрятать свой хвостик от чужих глаз.

Устав князя Владимира

С приходом христианства на Руси началась борьба с «языческой ересью» и теми людьми, которые ее распространяли. Под запрет попали колдуньи, мужчины-волхвы и ворожеи. Уставом князя Владимира было обозначено уничтожение тех, кто не повинуется христианской вере и продолжает заниматься мракобесием. Первым публичным наказанием было сожжение на костре нескольких «лихих баба» в Суздале. Они обвинялись в том, что погубили урожай. В 1444 году были также сожжены боярин Андрей Дмитрович с женой за то, что их уличили в ереси и колдовстве. Но самая жестокая казнь состоялась в 1489 году в Пскове. Там на костре сожгли тринадцать женщин, которых обвинили в моровой язве скота.

Действия Ивана Грозного

Этот строгий царь запретил всем ведьмам и колдунам творить свои дела. Даже за подозрение в подобных действиях этих людей могли изгнать за пределы селений. Перед этим рекомендовалось их ограбить и избить. Запрет касался и всякой колдовской литературы, которая хранилась в некоторых избах. Если кто-либо из сельчан мог услышать о противоправных действиях своего соседа, ему следовало сразу же оповестить об этом церковь или Стоглавый собор. Люди делали это с удовольствием, поскольку верили в то, что эти люди на самом деле могут принести множественные беды не только конкретным семьям, но и всем жителям деревни.

Непродолжительное послабление

Сын Ивана Грозного, Федор, в 1589 году издал указ о запрете вершения самосуда над чародеями. Люди немного успокоились, но церковь была беспощадной к людям, занимающимся «ересью». Жестоких наказаний не было, было лишь общественное порицание, отлучение от церкви, уплата штрафов. Но такой закон действовал недолго, инквизиция над ведьмами возобновилась при Алексее Михайловиче и осталась при его детях и внуках. Возобновились гонения и преследования, жестокие пытки и страшные наказания.

Отшельники

Не имеющие достаточного образования люди старались найти оправдание всем бедам и ошибкам, которые они совершали. Для этого было решено выбрать ведьм, которые бы за все ответили. Малейшие совпадения или даже их отсутствие не оставляли колдунам никаких шансов на спасение. Они старались обезопасить себя от постоянных нападок односельчан, поэтому часто сами уходили из деревни, даже не будучи изгнанными. Они селились на окраине недалеко от леса и постоянно были начеку, чтобы в любой момент можно было убежать в чащу и спрятаться от тяжких наказаний. Но им не всегда удавалось защитить себя и свою семью. Агрессивно настроенные люди были очень сильны и беспощадны, к тому же их было много, поэтому шансы на спасение были невелики.

Наказания

Всех ведьм и колдуном всегда допрашивали с пристрастием. Их пытали и мучили, применяли дыбы, поэтому многие признавались в том, чего не совершали. Распространенными наказаниями являлись сожжения и усаживание живьем на осиновый кол. Многие не выдерживали таких наказаний и брали на себя вину, придумывая подробности всего процесса. Люди это делали для того, что все поняли их раскаяние и хоть немного пожалели. Но о жалости в то время говорить не приходилось. Народ был настолько одержим расплатой, что не слышал ни одного довода в пользу обвиняемого и не признавал раскаяния. Так старуха Алена под пытками призналась в том, что наводила порчу на своих односельчан. Ее сожгли прямо в ее доме. Это было в 1670 году в Подмосковье. Не поверила разъяренная толпа и крестьянину Оглоедову, который жил под Смоленском. Его обвинили в том, что он насылал на людей икоту. Именно за это мужчину сожгли на костре, это было в 1679 году.

Конец инквизиции

Пытки над ведьмами были распространены не только на Руси, но и в Европе. Колдуньи подвергались сожжению на костре или в собственном доме. Их топили в водоемах, определяя, настоящая это колдунья или нет. Если утонет — значит, обвинение было ложным, а если выплывет — его подтвердит. Но со временем борьба с ведьмами прекратилась. Люди перестали верить в то, что кто-то может управлять такими мощными силами. На смену почти диким представлениям о людях, которые чем-то отличаются от других, пришли более спокойные интеллигентные жители Руси. Последнюю колдунью казнили на Камчатке в восемнадцатом веке. После этого подобных наказаний и преследований инакомыслящих не было не только на Руси, но и в других странах.

Комментарии
Читала, что долгое время после крещения Руси колдунами считали кузнецов, и церковь относилась к ним насторожено. Кузнец работает со стихиями, обладает властью над огнем, водой, воздухом и землей.