Зачем на Руси вызывали духов умерших: дни, когда граница между мирами открыта
Загробный мир каждым народом представляется по-своему. На основе этого проводятся те или иные похоронные культы и обряды. На Руси эти процедуры формировались в зависимости от исторического периода: языческого или христианского. Во втором приняли иную для себя концепцию ада и рая, посмертных воздаяний. И она гармонично слилась с прежними убеждениями. В частности, осталась вера в путешествие души.
Категории умерших
Славяне были убеждены, что до дня панихиды душа усопшего оставалась в доме. А с 3-го по 9-й день скиталась по его окрестностям. Затем до 40-го дня блуждала по земле. И только после этого при условии правильного соблюдения всех обрядов направлялась в потусторонний мир.
После принятия христианства появился термин «чистой» и «мутной» смерти. Первая настигала тех, кто находился в здравом уме, прошел исповеди и причастия. Вторая – удел следующих категорий:
- самоубийц;
- людей, ушедших без покаяния;
- скончавшихся от несчастных случаев;
- умерших от гулянок и пьянок;
- колдунов;
- детей, погибших некрещеными.
Такие покойники считались «заложными», находящимися в вечном смятении. И они будут блуждать по миру, причиняя урон живым.
Краткосрочное возвращение
В эпоху язычества существовало убеждение, что в определенные интервалы времени можно вернуть душу покойника. Она появлялась ненадолго и только после грамотно проведенного ритуала.
Он реализовывался в полночь или полдень. Дней для вызова было только четыре в году: летнее и зимнее солнцестояние, осеннее и весеннее равноденствие.
После принятия христианства эти критерии не изменились. И указанные дни стали священными праздниками:
- Масленица (весеннее равноденствие).
- Дмитриевская поминальная суббота (осенний аналог).
- Интервал, отделяющий Троицу и Ивана Купалу (летнее солнцестояние).
- Святки (зимнее).
Славяне поминали ушедших 4 раза в году, и данное число соответствовало приемам пищи: завтраку, обеду, полднику и ужину.
Наличие порталов
На Руси свято верили в потусторонний мир и наличие прохода между ним и землей. Применялись условные потенциальные рубежи:
- стандартная межа;
- перекрестки;
- дорожные развилки;
- порог избы;
- окна;
- ворота;
- труба в печи;
- колодец;
- мосты.
Последние в народе признавались специфичным путем в иной мир. Так нередко славяне пытались вызывать души родственников, обещая соорудить мост из дуба. По данной конструкции визитеры их потусторонней реальности могли бы быстро и без препятствий возвращаться назад.
Понятие тризны
Славяне не желали ограничиваться приглашением души родного погибшего человека, поэтому планировали хорошенько угостить ее яствами. Для этого придумали специальный ритуал – домашнюю тризну. Он устраивался только осенью или зимой.
Обряд устраивался так: хозяева накрывали богатый стол, для особого «гостя» также клали прибор и ложки. По поверью, душа прилетала на эту трапезу. А чтобы ее поторопить, родные громко призывали ее, крича в окно или печную трубу.
Поминальную тризну устраивали после заката. Двери и печную заслонку оставляли открытыми. На мероприятии действовали следующие запреты:
- Шутки и смех.
- Острые ножи и вилки.
- Поднимать столовый прибор, если он упал на пол.
- Уборка стола до утра.
Роль бани
Древние славяне желали не только угостить прилетающую душу вкусной едой, но и согреть ее. И домашняя баня идеально подходила для этой задачи.
Для привлечения потустороннего гостя разжигались специальные костры. В процессе розжига люди делали по три поклона и обращались к пламени с просьбой направиться на небо в образе дыма и поклониться там родным и поведать им о текущих земных делах.
В преддверье Нового года крестьяне «согревали ноги усопших»: в костер добавлялась солома, зерно и ладан.
До 19-го столетия баня топилась в Великий четверг для призвания душ ушедших близких. Предварительно вся семья тщательно мылась. А «гостям» оставляли такой комплект:
- Таз или ведро с чистой водой.
- Березовый веник.
- Свежий хлеб.
- Чистое полотенце.
На юге страны действовали иначе: на Троицу ходили на кладбище и подметали банным веником могилы родственников.
Весточки с небес
Славяне искренне верили, что покойные периодически связываются с родней. Для этого они являются с неба вместе с птицами. И если пернатое существо стучало в окно или залетало в жилище, считалось, что душа родственника нанесла визит на землю. В этом случае птичек всегда старались угостить вкусным кормом.
Особо народ относился к кукушке, считая ее связным между мирами. Когда она куковала, женщины делились всем, что происходило в их семьях. Так люди верили, что получат свыше ценные рекомендации.