Детская фантазия и воображение творят чудеса: в садике игрушки заменили картонными коробками - оказывается, детям для игр достаточно и этого

В детском саду Ilminster Avenue начинается время дневных игр. После того как все малыши хорошо выспались, поели и погуляли, они готовы начать бегать и веселиться. Но в этом странном садике отсутствуют привычные нам игрушки из пластика и дерева - их заменяют… коробки. И, как ни странно, с ними детям нравится играть не меньше.

Время игр

В игровой комнате Молли, улыбчивая четырехлетняя девочка, и Олли, ее подруга по играм, обдумывают, каким именно видом транспорта могут стать коробки, в которых они сидят. Олли говорит, что это поезд. Она, конечно, водитель, и у них наверняка есть несколько пассажиров, решивших проехать зайцем.

Молли соглашается с подругой, но затем решает, что ей хотелось бы заменить поезд на машину. Розовую машину. Мгновение спустя поезд превращается в замок, и Молли с удовольствием строит стены вокруг другой девочки Амелии. И затем все меняется вновь: крошечные руки хватают коробки, и те под влиянием детской фантазии бесконечно превращаются. Перед наблюдателями возникают то роботы, то призраки, то космические корабли.

Удивительные миры

Детская фантазия способна за секунду создавать и разрушать целые миры. Ничто так не подвижно и быстро, как ум ребенка. В одну секунду он играет в продавца, а в другую уже улетает на другую планету. И если нам, взрослым, это кажется необычным и недостижимым, то для детей это обычное дело.

Психологи утверждают, что с помощью таких игр дети могут примерить на себя различные ролевые игры. Фантазия жизненно необходима каждому человеку. Без нее не развивалась бы ни наука, ни искусство. Первые фантазии появляются у детей в 4-5 лет. Именно воображение позволяет выражать и осознавать свои чувства. Служит она утешением и в том случае, если необходимо пережить разлуку с любимым человеком. С помощью фантазии ребенок учится правильному поведению в мире и готовит к себя к взрослой жизни. «Но причем тут картонные коробки?», - спросите вы.

Игрушки против коробок

По статистике, родители тратят около 20 тысяч в год на игрушки для своих детей в год. А объем продаж кукол и машинок в Великобритании в 2018 году вырос на 3,3 миллиарда долларов.

В "Илминстер-авеню" в Англии работники обычного детского сада решили провести эксперимент и заменили все игрушки на картонные коробки, которые здесь доступны в изобилии. Упаковки из-под яиц, леденцов, памперсов, большие и маленькие - они послужили идеальной заменой для пластиковых машинок и пирамидок. Теперь в садике нет ни поездов, ни разноцветных Lego, ни горок для машинок или головоломок. Все они надежно убраны на склад и ждут своего часа для того, чтобы вновь вернуться в игровую зону. Прошел уже месяц, но ни дети, ни воспитатели пока не испытывают желания достать их.

Что делают дети?

Что представляет собой детская комната без игрушек? И чем занимаются сами малыши? В конце концов, как это влияет на детей, которые больше знакомы с iPad, чем со скакалками?

Главой по избавлению от игрушек была Мэтт Колдуэлл, которая 25 лет проработала в садиках. «Вся соль эксперимента заключается в том, чтобы вернуться к основам и доказать, что ни вам, ни вашему ребенку не нужны тонны блестящих, дорогих, пластиковых товаров, чтобы веселиться и ощущать вкус детства», - сказала она. Мэтт вдохновилась подобными опытами, которые неоднократно проводились в Германии в начале 90-х. В них воспитатели убирали игрушки, а иногда даже бумагу, карандаши и краски на срок от одного до трех месяцев. Все это время учителя и воспитатели лишь наблюдали за игрой детей, но никак ее не направляли. После этого они решали, какие игрушки стоит вернуть, а какие - нет.

Польза детства без игрушек

Все это может показаться довольно жестоким. Но эксперименты в Германии показали, что дети, которые играют не с игрушками, а с обычными предметами, демонстрируют повышенные навыки социального взаимодействия и коммуникации, а также высокие творческие способности.

Работники Ilminster выбрали более мягкий маршрут. Они оставили детям бумагу, краски, пластилин - словом, все для творчества. Также в помещении то там то тут можно натолкнуться на «оставшуюся в живых» игрушку, например, шлем строителя или пластиковый молот. Однако в основном почти все пространство занимают коробки разных форм и размеров.

«Первым, с чего мы начали, был разговор, - говорит Мэтт, воспитатель. - Мы объяснили ребятам, что такое игрушки и для чего они придуманы. После этого мы стали постепенно их убирать. Сначала Lego Duplo, потом игрушечные кухни и кубики». Правда, воспитатели все же решили оставить детскую модель плиты с настоящими кастрюлями и сковородками, которые стали настоящим хитом среди малышей. Правда, они в основном используют их как музыкальные инструменты, изо всех сил стуча по ним ложками.

Следующим препятствием на пути к свободе от игрушек стали родители. Их реакция на предложение воспитателей была неоднозначной. «Одни волновались, что детям будет плохо и скучно из-за этого. Но я объяснил, что и зачем мы делаем, и переманил родителей на свою сторону», - сказал Мэтт.

Удивительные открытия

Родители не остались в стороне. Они помогли отнести игрушки в кладовую, поэтому когда дети вернулись с прогулки, то увидели только большие полупустые комнаты, в которых не было ни кубиков, ни велосипедов. Мэтт признается, что после этого у них в саду стало гораздо тише. Никто больше не включает громкие и светящиеся игрушки и не стучит ими по полу.

Чем же занимаются дети в это время? Дэнни, которому четыре года, обнаружил коробку со множеством деревянных палочек для леденцов. Теперь он выстраивает их в линии, чтобы создавать формы, и строит из коробок пирамиды.

В другой комнате четырехлетний Оливер стоит на носу большого картонного корабля, усыпанного конфетти. «Я пират!», - говорит он. Скучает ли он по старым игрушкам? «Мне нравятся и эти. Мои любимые предметы - это лодка и место для книг», - говорит он. В 3 часа за ним приходит бабушка Сью, которая стала горячей сторонницей проекта. «Это преобразило его. Теперь все, что есть в доме, может в любую секунду превратиться в поезд, и мне нравится наблюдать, как он изучает все вещи», - говорит она.

Плюсы и минусы проекта

Другой сторонник среды, свободной от игрушек, - Риг Барри, 35-летний водитель автобуса, а также отец Флоренции. «Я всегда считал, что у современных людей переизбыток игрушек, - говорит он. - То, как проект повлиял на детское воображение, просто поразительно. Теперь когда Флоренс возвращается из школы, она не интересуется игрушками или телевидением. Она сама что-то мастерит или танцует».

Воспитатели также положительно относятся к изменениям, которые происходят в их детском саду. Кейт Бос, которая работает с маленькими детьми последние 30 лет, говорит, что отсутствие мелких предметов делает уборку более быстрой, а детям нравится возиться с природными материалами и трогать разные текстуры.

Итоги

Но самым большим преимуществом, пожалуй, стало то, что дети стали больше общаться между собой. Они стали собираться в большие компании и придумывать совместные игры. Скучают ли малыши по своим любимым игрушкам? Воспитатели признаются, что иногда звучат просьбы вернуть какой-либо предмет: чаще всего это динозавры. Но двухлетние посетители вообще не вспоминают про Свинку Пеппу или машинки - им достаточно того, что предлагают им воспитатели. «Если вы заберете у них игрушку, то они просто переключатся на что-то еще», - говорит Мэтт. Но планируют ли воспитатели вообще возвращать детям их развлечения?

Мы не знаем, что они решат, но этот эксперимент определенно служит напоминанием о том, что даже в скромной картонной коробке таятся безграничные возможности.

Комментарии