Стоит ли рассказывать детям ужастики и какая польза от таких сказок

Многие современные родители стараются уберечь своих детей от переживания любых негативных эмоций. И отказываются читать сказки о Бармалее или приключениях других героев, которым пришлось столкнуться с трудными испытаниями и встретить страшных существ. О правильности такого подхода говорит сказкотерапевт, кандидат педагогических наук Татьяна Грабенко.

Ценность эмоций

Знаменитая детская писательница Агния Барто считала, что детей нельзя лишать возможности переживать:

Иные родители искренне считают, что их детям-школьникам нужны только положительные эмоции, будто людям, выздоравливающим после инфаркта. Прочитает мальчик, как тяжело было на душе у Герасима, когда он топил Муму, и расстроится. Но мама спешит на помощь: "Не расстраивайся, сынок, ведь ничего этого не было, все только в книжке придумано".

Сердобольная мама уверена, что, охраняя сына от переживаний, она бережет его детство, а на самом деле она обедняет его душу.

Поддерживает ли эту точку зрения современная педагогика? Татьяна Грабенко предлагает сначала разобраться с сутью самого понятия страха. И определяет его как эмоцию, используемую человеком для реакции на неизвестное, когда у него недостаточно ресурсов и возможностей справиться с ситуацией.

Страх возникает именно по причине отсутствия опыта решения подобных проблем. Или присутствия печального опыта, принесшего боль.

Малыши очень верят своим родителям, полагаясь на них целиком и полностью. Поэтому взрослые должны постепенно рассказывать детям, что в жизни бывают разные ситуации.

Существует выражение «страшно интересно», передающее противоречивость наших ощущений. Страшную историю слушать непросто, но ведь насколько интересно!

Хотя сказкотерапевт предупреждает, что все зависит от конкретной ситуации общения, содержания сказки и психоэмоционального состояния ребенка. Если он просит остановиться и закрыть книгу, значит, еще не готов воспринимать тревожащую его информацию дальше. Но, если есть желание дослушать, родители не должны останавливаться сами. В этом и есть тренировка стрессоустойчивости.

Родителям важно проявлять мудрость

Большинство страхов и комплексов, по мнению психологов, человек приобретает в детском возрасте. Далеко не все родители знают, как вести себя с детьми той или иной возрастной категории.

Очень важно, чтобы вместо примитивного запугивания детей они старались объяснить им, по какой причине нельзя делать то или другое. Иначе дети начнут бояться всего и будут воспринимать окружающую действительность с тревогой или даже страхом. Как в мультфильме о Крошке Еноте, который не мог выполнить простую задачу, потому что боялся. Но здесь мама помогла малышу преодолеть страх.

А часто случается совершенно наоборот, именно от родственников (особенно от бабушек) малыш впервые слышит, что его может украсть Бабай или Баба-Яга. Учитывая склонность детей фантазировать, можно только представить, что будет твориться в их головах.

Преодоление страха – отличный урок на будущее

И этому учат мудрые сказки, особенно старые, народные, в которых обязательно главному герою предстоят испытания, встреча с пугающими его существами и неожиданностями. Но в финале герой поднимается на новую ступень своего развития, потому что достойно все преодолел.

Такие сказки можно читать детям без опасения. А вот современные не всегда содержат поучение или мудрость, многие авторы перенасыщают их негативными персонажами для усиления эмоций.

Ребенку, который впервые сталкивается с теми или иными житейскими трудностями, будет полезно узнать, что Мальчик-с-пальчик вынужден был искать путь домой, скучая по родным. Но он преодолел трудности. Значит, и он, малыш, справится.

Иногда дети сами просят почитать им страшные истории, чтобы спрятаться под плед вместе с мамой и ощутить себя под защитой родного человека.

Знакомство с сюжетами о смерти

Об этом сейчас можно услышать из каждого выпуска ежедневных новостей и криминальной хроники. Но как быть, если кинофильм или книга заканчиваются гибелью главного положительного героя? Будь то человек или животное, это всегда вызывает сильное огорчение.

Сказкотерапевт считает, что это тоже важный урок, готовящий ребенка к будущей жизни, полной не только радости и добра, но и таких неприятных вещей, как предательство, обман, потери. И говорит, что трагические сюжеты изучать нужно и важно. Они учат думать о сказанном, чтобы не привлечь внимание недругов (как Буратино или царь Салтан). А также не разговаривать с посторонними, не открывать им дверь дома ("Волк и семеро козлят").

Если же у героя есть шанс воспользоваться чудесной силой и выжить, можно объяснить, что в жизни ребенка такой силой становятся родители и другие близкие люди, к которым всегда можно прийти в трудную минуту и научиться у них мудрости. Или воспользоваться силой "волшебных" слов "спасибо", "пожалуйста" и других, помогающих решить многое.

Вопросы жизни и смерти начинают интересовать детей уже с 5-7-летнего возраста, когда малыш, по наблюдениям психологов, исследует границы своей личности.

Важно, чтобы он понимал бесценность человеческой жизни, знал, что бессмертных не бывает. Тем серьезнее он будет относиться к своей безопасности.

Особенности чтения страшилок

Страшилки могут нести разный смысл. Если они содержат поучение, а не просто пугают, как сейчас модно, то читать их надо с последующим анализом. К примеру, обязательно анализировать характер негативного персонажа и обсуждать с ребенком, что в нем ему понравилось, а что – нет. Такой прием способствует развитию эмоционального интеллекта.

Не стоит изучать страшные истории, если описанное в них противоречит семейным ценностям. Или когда в отдельных фрагментах уж слишком жестоко и страшно. Ведь страшная сказка должна не потерять своего терапевтического эффекта, когда малыш через переживание страха учится быть смелее и увереннее в себе.

Психологи не рекомендуют читать страшные истории на ночь. Это лучше делать в светлое время суток. Когда дети подрастают и становятся подростками, они уже сами читают страшилки, часто придумывая другой финал истории. Это тоже терапия, ведь именно в этом возрасте человек уверен, что сможет изменить мир.

Терапевтические свойства сказок

Целебная сила сказки помогает детям воспитывать лучшие черты характера. Например, несмелый малыш просит почитать ему сказку об агрессивных монстрах и драконах, чтобы научиться предъявлять окружающим свои претензии.

В зависимости от выбора малышом тематики страшилок родители могут определить, что волнует его в данный момент. Важно лишь быть внимательными к своим детям.

Комментарии