Растерянность, страх: ребенок не хочет делать уроки - в чем причина, как быть

Многие семьи сталкиваются с проблемой нежелания ребенком делать уроки. Однако если некоторые родители связывают подобную ситуацию с ленью, то другие пытаются докопаться до сути проблемы. Психологи уверяют, что, помимо обычной детской капризности, есть и серьезные причины отказа от уроков. Разберем основные из них и ответим на вопрос: что делать в данной ситуации?

Ребенок напуган

Ребенок может отказываться делать уроки из-за банального страха. Возможно, в школе педагоги излишне суровы и критикуют за малейшие ошибки. А может, родители перегибают палку, когда пытаются объяснить предмет. В любом случае стоит выяснить суть проблемы, откровенно поговорив с учеником.

Если все дело в слишком строгом учителе, то важно найти контакты с ним. Необходимо понять, как сделать так, чтобы ребенок не боялся и знал, как вести себя в той или иной ситуации.

Дома же родителям стоит признать свою вину и извиниться. Затем необходимо заключить "перемирие", когда мама и папа не будут кричать, а ребенок отвлекаться от учебников. Но, требуя выполнения условий от ученика, необходимо самим не срываться.

Растерянность школьника

Зачастую дети боятся приступать к урокам, потому что не знают, с чего начать. Некоторые просто ощущают себя "незнайками" и стараются избегать этого чувства, не делая домашнюю работу. В данном случае следует придти на помощь ребенку и начать с того, что он вполне осилит. Ощущение победы приводит к желанию продолжать, ведь небольшие достижения всегда мотивируют на большее.

Особенно растерянность проявляется у детей, которые перевелись в другую школу. Это и понятно, ведь новизна всегда пугает, поэтому в такой период лучше придти на помощь ребенку и проводить с ним больше времени. Если школьник просит оказать ему помощь, то не следует отмахиваться или указывать на проявление самостоятельности. Важно проявить участие и буквально повести за руку ученика, вникая в процесс выполнения домашней работы.

Протестующий ученик

Отказ от выполнения домашних заданий может быть связан с протестом. Очень часто при давлении со стороны семьи и излишней требовательности, дети пытаются доказать свою самостоятельность и "взрослость". В этом случае стоит показать, что ребенка уважают и относятся к нему как к разумному человеку. Необходимо обсудить проблему и попросить высказаться о путях решения.

Если раньше ребенок с удовольствием читал параграфы из учебника истории и решал математические задачи, то и сейчас начнет это делать, ведь доказывать ничего и никому не нужно.

А может просто лень

Не стоит думать, что депрессивное состояние свойственно лишь взрослым дядям и тетям. Дети часто лишены мотивации, и их одолевает банальная лень. Это происходит в тех семьях, где все решают мама или папа, а другие члены семьи лишены права голоса. В этом случае ребенок просто перестает стремиться к чему-либо и уроки его не интересуют.

Чтобы настроить школьника на нужный лад, следует поговорить с ним о его увлечениях. Важно понять его ценности и проявить к ним уважение. Только в этом случае ребенок станет откровенничать и расскажет о своих истинных желаниях. И вот от этого и необходимо отталкиваться. Ведь желание иметь большой дом в будущем зависит от благосостояния, а благосостояние - от полученного образования и работы. Ученик поймет, что его тайные помыслы возможно достигнуть, маленькими шагами продвигаясь вперед. Но вначале стоит особенное внимание уделить выполнению домашнего задания.

Утомление имеет место быть

В данном случае ребенку не просто лень, а он устал. Зачастую современные дети посещают множество кружков и секций, помимо школы. У них огромная нагрузка, и нервная система просто не выдерживает. Поэтому взрослый должен дать ребенку отдых и проанализировать расписание школьника.

Если есть занятия, которые можно исключить, то стоит это сделать. Следует определить важные кружки и те, которые можно посещать при желании и возможности. К тому же школьник должен научиться чередовать работу с отдыхом и это должен вначале организовать взрослый.

Учеба как повинность

Несомненно, выполнение домашних заданий должно восприниматься как обязанность ребенка. Но если у взрослых уже развит самоконтроль, то дети пока еще не всегда правильно расставляют приоритеты. Однако на природной любознательности можно хорошо подыграть и ребенок с удовольствием будет учиться.

Не стоит часто повторять, что домашняя работа - это то, что надо сделать. Если еще и запрещать что-то школьнику, то занятия превращаются в тяжелую повинность.

Также следует при проблемах с уроками проанализировать собственное поведение. Если взрослые не желают чем-то заниматься, потому что это сложно, то и ребенок сделает то же самое. Возможно, следует пересмотреть сначала собственное поведение и начать воспитание с себя.

Завышенные требования

Иногда в семье ребенка ругают даже за четверки в школе. Либо постоянно упрекают, выражая недовольство его недостаточными успехами. Но в данном случае лишь подрывается уверенность в себе ученика и появляется страх, оказаться недостойным.

В данном случае следует изменить отношение к ситуации в целом. Важно научиться принимать ребенка и любить его, не оглядываясь на отметки.

Комментарии