Как заставить ребенка делать уроки самостоятельно, не рассчитывая на родителей

Когда-то родители учили уроки с нами. Теперь мы переняли эстафету и учим уроки с собственными детьми. Вот только чада - большие любители потянуть время перед тем, как сесть за уроки. А потом начинается: "Мам, помоги..." Естественно, родители берутся помогать с выполнением уроков. Но вмешательства в домашние задания вполне можно избежать.

Почему ребенок не делает "домашку"

Причины невыполнения домашнего задания могут быть следующими:

  • У ребенка нет настроя. Особенно это касается первоклассников. Только недавно ребенок ходил в детский сад, где были совершенно иные требования. А тут его выдернули из привычной обстановки, отправили в школу, еще и домашние задания надо выполнять. Малышу необходимо настроиться на выполнение уроков, но мама возмущается, почему чадо так долго раскачивается, демонстрирует свое недовольство. Ребенок испытывает стресс при этом, какой уж тут настрой на выполнение уроков.
  • Повышенная тревожность. На дом задают довольно много, объем работ велик. Ребенок, вне зависимости от возраста, начинает переживать: "Я же не справлюсь с таким количеством заданного". Поэтому ученик оттягивает неприятный момент встречи с домашним заданием.
  • Невнимательность. К невнимательности больше склонны дети 7-10 лет, нежели ученики средней и старшей школы. Хотя все зависит от характера ученика. Есть дети усидчивые, а есть не умеющие долго сосредоточиваться на чем-то одном.

Как помочь ребенку

Согласно существующим нормам, на выполнение домашнего задания у детей должно уходить:

  • с 1-го по 4-й класс - от 1 до 1,5 часа;
  • с 5-го по 8-й класс - до 2 часов;
  • с 9-го по 11-й класс - от 2 до 3,5 часа.

Нормы оказываются бессильными, когда на сцену выходит бессмысленная и беспощадная практика. Дети засиживаются за уроками до глубокой ночи, родители пытаются помочь, однако постепенно у них сдают нервы, дом оглашается воплями.

Этого можно избежать. Перед тем как приступить к выполнению домашней работы, ребенку необходимо:

  • Организовать рабочее место. На письменном столе не должно быть ничего лишнего.
  • Сделать упражнения для активации головного мозга (нейрогимнастика). Например, детям младшего школьного возраста подойдет упражнение "Стихотворный шаг". Ребенок идет вперед строевым шагом (правой и левой ногой по очереди). Делая шаг, он проговаривает несколько слов из стихотворения, которое знает. Упражнение позитивное, быстрое, а главное, мозг включается в работу.
  • Подготовить чек-лист. У ученика должно быть не только расписание занятий, но и план выполнения домашних заданий.

Маме достаточно один раз вместе с ребенком подготовить чек-лист и разобрать все перечисленные пункты, а потом только проверять их выполнение. Со временем потребность в проверке отпадет.

Примерный план чек-листа:

  1. Подготовка рабочего места.
  2. Выполнение упражнений по нейрогимнастике.
  3. Достать учебники, тетради и дневник.
  4. Открыть дневник, посмотреть домашнее задание на сегодня.
  5. Определить, какое задание будет выполняться первым. Лучше начинать с самого сложного.
  6. Математика: сначала сделать задание на черновике. Дать проверить маме или папе. Переписать на чистовик.
  7. Русский язык: см. пункт "Математика".
  8. Чтение (литература): прочитать отрывок (главу), ответить на вопросы, пересказать своими словами.

Домашнее задание - это привычка

Есть такая фраза: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Ее вполне можно отнести к выполнению домашнего задания. Учить уроки необходимо день в день, даже по пятницам, вместо того чтобы откладывать на выходные. Желательно, чтобы ребенок садился за уроки в одно и то же время. Данную привычку необходимо формировать с того момента, как малыш пошел в школу.

От сложного к простому

Звучит странно, но выполнение домашнего задания необходимо начинать с самого сложного и нелюбимого предмета. У ученика уйдет много сил на выполнение других заданий, пусть даже и любимых. Когда дойдет очередь до самого сложного, внимание начнет притупляться от усталости. Ребенок не сможет вникнуть как следует в сложное задание, а то и вовсе захочет избежать выполнения оного.

Вспомним деление

Большие, объемные работы необходимо делить на части. Например, ребенку необходимо подготовить доклад, написать эссе, провести научный эксперимент. Задача родителя - помочь своему ученику, разбив задачу на несколько частей, и вписать это распределение в чек-лист.

Благодаря распределению нагрузки ребенок перестанет бояться больших заданий. У него исчезнет ощущение того, что они долгие, сложные и нудные.

Перерыв необходим

Родители должны помнить: детям необходим отдых. Совсем как в школе: 45 минут идет урок, а потом переменка. Во время выполнения домашнего задания, "урок" может идти меньше, чем в школе. Например, для детей младшего школьного возраста это время составляет 25-30 минут, после чего дается 5 минут на отдых. Старшеклассники могут делать домашнее задание 40-50 минут, потом отдыхать 10 минут.

Домашнее задание - обязанность ребенка

Давайте будет честными: помогая ребенку выучить уроки, большинство мам и пап просто делают их за него. Таким образом, родители не ребенку помогают, а экономят свои нервы и время. Ведь гораздо проще сделать домашнее задание самому и заняться более приятными вещами.

Ребенок только рад такому исходу, ему не нужно напрягаться самостоятельно. Постепенно подобная "помощь" со стороны родителей становится регулярной.

Стоп! Выполнение домашнего задания - это обязанность ученика, а не его мамы, папы и других родственников. Взрослые могут помочь ребенку, например подтолкнуть его к нахождению правильного ответа для задачи, но не более.

Подключение дополнительных ресурсов

Если ребенок не справляется с выполнением домашнего задания, не стоит сразу нанимать репетиторов по всем предметам. Также не стоит ругать свое чадо, ибо особенного повода для этого нет. Наоборот, есть повод задуматься, почему так происходит. Возможно, ребенку не дается какой-то предмет, та же математика или русский язык. Если это так, тогда стоит подумать о репетиторе или дополнительно заниматься с ребенком самостоятельно, если родителям позволяют знания.

Когда речь идет о всех предметах, наводящие вопросы могут помочь с проблемой выполнения домашних заданий:

  1. "Что ты можешь сделать для того, чтобы убедиться, что правильно понял задание?"
  2. "Может, тебе помочь с выполнением этой задачи?"
  3. "Ты можешь сделать задание настолько, насколько понял тему. У тебя есть вопросы по данной теме? Давай запишем их".

Поддержка очень важна

Постоянные упреки со стороны родителей за плохое выполнение домашнего задания - это не дело. Они могут даже привести к нервному срыву у ребенка.

Вместо того чтобы корить своего ребенка-школьника, родителям лучше поддержать его, помочь организовать процесс обучения. Также необходимо вместе разобраться с причиной плохого выполнения уроков и попытаться искоренить ее.

Комментарии