Психолог о причинах, заставляющих нас следить за жизнью неприятных нам людей
Как часто, листая ленту в "Инстаграме" или "Фейсбуке", вы ловите себя на мысли: «Невозможно быть такими идеальными! Раздражают уже! Зачем я вообще это смотрю?» Но при этом продолжаете оставаться в подписчиках. И вы в этом не одиноки. Психологи даже ввели специальный термин, «фоллоу-хейтер», обозначающий человека, активно следящего за публикациями и фотографиями тех, кто в действительности его раздражает.
Кто «бесит» нас больше всего?
Есть категории пользователей, чей контент может быть в принципе неприятен или неинтересен. Но в таких случаях на них просто не подписываются. Однако есть и те, за жизнью которых мы следим в соцсетях с самым пристальным вниманием, испытывая при этом довольно негативные эмоции (негодование, недовольство, возмущение).
Нередко в эту группу «раздражителей» попадают звезды шоу-бизнеса, представители золотой молодежи, известные интернет-персоны, люди с идеальной внешностью и фигурой. У них у всех есть нечто общее. Это высокий уровень доходов и возможностей, много свободного времени (создается ощущение, что они в принципе не работают), насыщенность и разнообразие досуга, постоянные рекламные посты, а также невероятная уверенность в себе.
Как понять, что ты фоллоу-хейтер?
Довольно яркий пример – подписчики многочисленных представителей спорт-индустрии и фитоняшек. Девушки и парни с идеальными формами, ровным загаром, белоснежной улыбкой и кубиками пресса. Они постоянно выкладывают фото из спортзала, демонстрируя спортивные успехи и самые удачные ракурсы, а также описывают свое меню, повергающее многих в уныние.
«Это просто невозможно! Мне такой никогда не стать. Они своими постами вгоняют меня в депрессию. Я их буквально ненавижу, но могу часами просматривать эти блоги», – сетует одна из читательниц.
«Она выкладывает по несколько сторис в день: завтрак из половинки грейпфрута, селфи в тренажерном зале, фотосъемка для журнала, ужин в ресторане и букет от поклонника. Сплошной нарциссизм! И я их все пересматриваю!»
Степень раздражения при этом колеблется в зависимости от содержания постов. Но мало кто стремится анализировать причины такого поведения.
В чем причина ненависти?
Если верить теории социального сравнения, большинство из нас формируют свою самооценку на основе сопоставления с окружающими по тем или иным параметрам. Эта концепция, согласно которой у нас есть внутренняя потребность точно измерить собственную самооценку, была разработана Леоном Фестингером в 1954 году.
Доктор Сиара Кремин из университета Окленда полагает, что объект нашей ненависти вынуждает нас проецировать собственные жизненные разочарования. И объекты эти выбираются не случайно. Если задуматься, они отражают то, что человека не устраивает в самом себе.
«Вы же преимущественно становитесь фоллоу-хейтерами состоятельных, стройных и привлекательных людей, которые, кажется, только и делают, что отдыхают на Бали? Не беспокойтесь, я тоже», – говорит Сиара.
Хорошо это или плохо?
Аспирант Кентерберийского университета, Бенджамин Эллери, работающий в сфере онлайн-коммуникаций, утверждает, что в этом явлении есть определенная польза, если человек будет готов анализировать собственные чувства. Это такой способ формирования личности. Повнимательнее посмотрев на людей, которые нас раздражают, мы хотя бы сможем понять, чем именно от них отличаемся.
Однако и увлекаться этим не следует. Если постоянно следить за контентом людей, которые вызывают негодование и раздражение, можно оттолкнуть от себя тех, кто такую позицию не разделяет. Кроме того, есть риск потерять собственные жизненные ориентиры, слишком много внимания уделяя чьим-то успехам.
Ведь если начистоту, находясь в ладу с собой, мы вряд ли будем раздражаться из-за чужих достоинств или достижений. Вы согласны?