Как правильно реагировать на критику, чтобы перестать ударять лицом в грязь перед окружающими

Критика сопровождает людей с раннего детства и до глубокой старости. Человек слышит различные критические замечания о родителей, воспитателей, учителей, друзей, коллег, порой даже от посторонних.

И, конечно же, в ответ на критику возникает реакция, иногда болезненная и не совсем адекватная. Люди, считающие, что их несправедливо критикуют, обычно расстраиваются, обижаются, возмущаются, злятся. И то, как люди реагируют на замечания, порой со стороны выглядит очень некрасиво. Но как же себя вести, чтобы перестать «ударять лицом в грязь» перед окружающими? Как научиться воспринимать чужое мнение с достоинством и не нервничать?

Почему критичные высказывания задевают?

Как правило, если люди говорят о том, что любят выслушивать критику, они лукавят. Подавляющее большинство воспринимает такие высказывания негативно, но не все дают волю своим эмоциям.

Почему же критичные высказывания задевают? Причина кроется в том, что такие слова, даже сказанные из лучших побуждений, подрывают уверенность человека в себе, «роняют» его самооценку и заставляют усомниться в собственных знаниях, навыках, умениях или способностях. Соответственно, люди рефлекторно пытаются защититься от критики, порой начиная проявлять агрессию.

Кому сложно справиться с чужой критикой?

Умение справляться с собственными эмоциями и извлекать пользу из чужих замечаний – качество редкое и необычайно ценное. Как правило, людям приходится воспитывать его в себе, что, конечно же, непросто. Особенно сложно справиться с критичными замечаниями перфекционистам и людям, страдающим от неуверенности, тем, у кого снижена самооценка.

Те, кого называют перфекционистами, склонны к проявлению синдрома «отличника». То есть, эти люди пытаются сделать любую работу идеально и получить за нее «наивысшую оценку». Критическое замечание же дает понять то, что была допущена ошибка, а это для таких людей совершенно неприемлемо.

Перфекционистам необходимо принять тот факт, что они неидеальны, а ошибки – часть любого процесса, обойтись без них попросту невозможно. Как только они это осознают, проблемы с восприятием чужой критики исчезнут.

Те же, у кого самооценка занижена, изначально уверены в собственной неудаче. Чужие замечания не только подкрепляют эту уверенность, но и еще сильнее «роняют» самооценку. Как правило, такие люди соглашаются любыми, даже с абсурдными замечаниями, не отстаивают свою позицию и сильно расстраиваются, могут даже впасть в депрессию. Специалисты рекомендуют научиться отличать конструктивную критику от «пустой» и, столкнувшись с последней, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Какими бывают критичные высказывания?

Как известно, критические высказывания могут быть как конструктивными, обоснованными, так и деструктивными. Но ведь далеко не каждое замечание, сделанное другим человеком, можно отнести к таким высказываниям.

Что же такое критика? Говоря простыми словами, это суждение, подразумевающее оценку работы, внешности, манеры общения, характера и прочего.

Пример: если родители делают ребенку замечание по поводу того, что он не вымыл руки или слишком шумит, это не критика. Но если они оценивают качество мытья рук или сам процесс, говорят, что малыш плохо держит мыло – это критика.

И, разумеется, критичные высказывания могут быть:

  • обоснованными;
  • несправедливыми;
  • частично верными.

Частично верная критика - это замечания, в которых имеется доля правды, но замечания чересчур похожи на придирки и лишены конкретики, преувеличены.

Пример: в двух из десяти сданных отчетов обнаруживаются ошибки. Руководитель же на собрании представляет дело таким образом, что создается впечатление того, что исправлению подлежат все десять отчетов.

Какая критика полезна?

В первую очередь нужно понять, что не все критические замечания вредят самооценке или же лишают уверенности в собственных силах, мотивации. Конструктивная, справедливая критика полезна, поскольку человек узнает о том, какие ошибки допускает или же на какие нюансы внешности, характера, имиджа ему стоит срочно обратить внимание.

И хотя указание на недочеты воспринимаются весьма болезненно, не стоит проявлять агрессию, злиться и спорить. Нужно найти в себе силы прислушаться к критическому высказыванию и исправить допущенные промахи, а впредь проявлять внимание и не ошибаться. Справедливая критика всегда касается конкретного факта, она не содержит обобщений, намеков или оскорблений.

Как научиться реагировать правильно?

Разобраться с тем, справедлива ли критика и стоит ли к ней прислушиваться, не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Простые советы психологов помогут отреагировать правильно на критические высказывания.

Совет первый: нужно выждать пару минут, перед тем как начинать реагировать на критику. Пауза поможет не поддаться эмоциям и понять, имеется ли у критики обоснование. За пару минут вы вполне успеете вникнуть в суть замечания и понять, за что именно вас критикуют. Если суть претензий остается не совсем понятной, нужно задать несколько наводящих вопросов.

Совет второй: необходимо определить тип критики, понять, справедлива она полностью, частично или же вообще не обоснована. Сделать это очень просто, нужно лишь попросить собеседника указать на конкретные ошибки, недочеты или какие-либо иные нюансы. Если он не сможет конкретизировать претензии, значит, критика не является справедливой. Если у вас возникли сомнения в собственной правоте после волны необоснованной критики, есть смысл попросить других людей оценить вашу работу или личные качества. Чем больше мнений вы услышите, тем более объективно сумеете оценить критику.

Совет третий: поразмышляйте о том, не имеет ли критикующий личной выгоды. Например, что он получит, если вы задержите работу из-за его замечаний? Вполне возможно, что критика в ваш адрес – это форма соперничества, способ устранения конкуренции. Если это так, то у собеседника не найдется никаких аргументов сказанного, а его критика является пустым злословием.

Как не следует реагировать?

Проявление агрессии или иных форм неадекватной реакции на критику является свидетельством признания правоты собеседника.

Не следует упрямо отрицать все услышанное и возмущаться. А вдруг ваш оппонент прав и вы допустили промах? Иными словами, сначала нужно убедиться в безосновательности критики, а уже потом отстаивать свою правоту. И, конечно же, делать это следует, приводя аргументы.

Не нужно отмалчиваться и игнорировать критику. Окружающие могут подумать, что замечания справедливы, так как вам нечего возразить. Тот же, кто высказывается голословно, станет продолжать вас критиковать при каждом подходящем случае.

Проявлять агрессию и кричать нельзя. Представьте себе, как вы выглядите со стороны. Более того, если замечания справедливы, то человек, столкнувшийся с вашей грубостью, больше ни скажет ни слова и позволит вам «завалить» работу или же продолжать совершать какие-либо другие ошибки. Каким сильным бы ни было ваше возмущение, нужно сдержаться и ответить собеседнику спокойно, конструктивно и аргументированно.

Также психологи не рекомендуют заниматься «встречным критиканством», искать недостатки в делах, внешности, характере собеседника и демонстративно на них указывать. Это не просто выглядит некрасиво, но и уводит в сторону предмета разговора.

Не нужно извиняться или оправдываться. Таким образом вы демонстрируете все вокруг то, что критикующий вас человек абсолютно прав, даже если это и не так.

Комментарии