Когда кричат (особенно без повода): как противостоять агрессии и не дать обидчику ни грамма своей энергии. 8 советов
Когда человек сталкивается с агрессией, вполне естественно, что он чувствует себя подавленным, растерянным или ему хочется защищаться.
Однако понимание и применение эффективных стратегий реагирования на агрессию может расширить возможности человека и разрядить потенциально опасную ситуацию.
Главное - не молчать
Это правило вне правил. Важно понимать вот что: молчание при столкновении с агрессией закрепляет внутри человека чувство бессилия и позволяет обидчику продолжать проявлять свое разрушительное поведение.
Испытав на себе агрессию со стороны, важно действовать решительно, отстаивать свое право на уважительное и достойное отношение. Только это поможет разорвать порочный круг угнетения со стороны.
Но это не значит, что когда кто-то проявляет агрессию со стороны (особенно без всякого повода), нужно отвечать теми же действиями - нет. Пускаться в крик в ответ совсем необязательно.
Человеку важно понимать, что другие люди порой проявляют агрессию по причинам, никак не связанным именно с ним. В этих ситуациях можно попытаться перевести внимание агрессора на то, что не вы являетесь корнем его проблем и причиной раздражительности. Нужно попросить его разделить вас и те проблемы, которые спровоцировали его на негативное поведение.
Рассмотрим 8 основных правил, как противостоять в тех ситуация, когда случайный обидчик проявляет агрессию по отношению к вам.
Сохраняйте спокойствие и самообладание
Сохранение самообладания имеет решающее значение при столкновении с агрессией. Ответная реакция в виде гнева или агрессии может привести к эскалации ситуации. Сохраняя спокойствие, вы можете мыслить более ясно и реагировать более эффективно.
Например, если кто-то повышает на вас голос во время разногласий, сделайте медленный глубокий вдох, чтобы сохранить спокойствие и сосредоточиться на рассматриваемом вопросе. И только после этого думайте, как реагировать. Не отвечайте сгоряча. Помните, что слова, оброненные в сердцах, могут создать немало проблем.
Сначала активно слушайте, потом делайте выводы и принимайте решения
Активное слушание подразумевает полное внимание к собеседнику, что может помочь разрядить агрессию, демонстрируя сочувствие и желание понять его точку зрения. Устанавливайте зрительный контакт, а сами анализируйте, что именно человек пытается добиться своим поведением. Будьте максимально холодны и расчетливы - так вы точно и быстро докопаетесь до истины.
Например, если коллега расстроен и выражает свое раздражение в вашу сторону , активно выслушайте его, сказав: "Я понимаю, что эта ситуация вас очень беспокоит. Не могли бы вы рассказать мне подробнее о том, что именно вызвало ваше бурное недовольство?".
Скорее всего, уже на этом этапе человек начнет остывать, и тогда начнется конструктивный диалог. Если нет - давайте отпор и отстаивайте свои границы.
Старайтесь избегать взаимных обвинений и претензий
Неконфронтационный подход имеет решающее значение. Воздержитесь от обвинений в адрес агрессора и не упрекайте его в неправомерных действиях, так как это может еще больше спровоцировать агрессию.
Вместо этого сосредоточьтесь на ситуации или проблеме и старайтесь поддерживать нейтральный тон.
Например, если человек проявляет агрессию во время обсуждения, скажите: "Я вижу, что вы сильно переживаете по этому поводу. Что мы можем сделать, чтобы найти решение, которое устроит нас обоих?".
Устанавливайте границы
Уважительное установление границ очень важно при столкновении с агрессией. Четко обозначьте свои границы и ожидания, дав понять, что агрессивное поведение неприемлемо.
Используйте утверждение "я", чтобы выразить свои чувства и передать свои границы. Например, если кто-то агрессивно вторгается в ваше личное пространство, спокойно скажите: "Я чувствую себя некомфортно, когда вторгаются в мое личное пространство. Я был бы признателен, если бы вы отошли". Если человек не понимает эту фразу сказанную спокойно, но уверенно, переходите к отзеркаливанию.
Нужно зеркалить эмоции оппонента
Проявление сочувствия и понимания может помочь разрядить агрессию, признавая эмоции другого человека. Но, если человек проявляет агрессию, невзирая на ваше понимание, нужно начать отзеркаливать его. Проще говоря, вести себя с ним так, как поступает он.
Зеркальное отражение эмоций может установить связь и подготовить почву для конструктивного диалога. Например, если кто-то выражает гнев по отношению к вам, отразите его эмоции аналогичным способом. Нередко это помогает остудить пыл оппонента и принудить его к конструктивной беседе.
Никогда не забывайте о своей безопасности
Бывают такие ситуации, когда агрессия становится физически угрожающей или опасной. В таком случае очень важно уделять первостепенное внимание своей безопасности.
Если агрессия человека становится жестокой или угрожающей, удалитесь поля его зрения. Физическая безопасность всегда должна быть главным приоритетом.
Решайте проблему, а не сосредотачивайтесь на человеке
Сосредоточение внимания на проблеме, а не на человеке, может помочь поддержать конструктивный диалог. Признайте обеспокоенность собеседника, но направьте разговор на решение проблемы.
Например, если кто-то проявляет агрессию во время беседы, прямо предложите ему попробовать найти решение для устранения корня проблемы, а не направлять агрессию друг на друга.
Всегда заботьтесь только о себе
Переживание агрессии может сильно истощить эмоционально. После каждого скандала приходится восстанавливать свое эмоциональное равновесие.
Поссорились с кем-то - найдите время для спорта или займитесь чем-то таким, что порадует вас. Физические упражнения, практика глубокого дыхания, ведение дневника или даже обращение за поддержкой к близким или психологу - вот о чем надо позаботиться, став жертвой агрессии.
Реагировать на агрессию непросто, но соблюдение этих 8 правил может помочь эффективно справляться с такими ситуациями.
Помните, что с агрессией лучше всего справляться с сочувствием, самообладанием и нацеленностью на разрешение ситуации, а не с целью произвести ответные действия.