Страх чужого взгляда: почему мы демонстрируем лучшие результаты, когда на нас никто не смотрит
Иногда мы убегаем от взгляда других, иногда ищем его. В конце концов, наше общество вряд ли может обойтись без чужих взглядов и мнений, особенно с появлением социальных сетей. Но дело в том, что чужие взгляды могут как стимулировать, так и подавлять. Очень часто человек под взглядом других ошибается, путается. Как с научной точки зрения объяснить это явление? И как нам найти правильный баланс?
Действие чужого взгляда
Известно, что когда ты осваиваешь новый трюк, и тут же хочешь продемонстрировать его кому-то, все заканчивается провалом. Но как только посторонние отвернутся, сразу все получается! Сбиться или ошибиться перед чужими людьми - обычное дело. Говоря о фобиях, следует отметить, что публичные выступления занимают первое место среди самых распространенных. Так почему же мы демонстрируем лучшие результаты, когда нас никто не видит и откуда появляется страх чужого взгляда?
Эксперимент
Исследователи провели эксперимент, чтобы изучить общий эффект взгляда другого человека. В каждой отдельной комнате находилось по одному добровольцу. У каждого из них была миска с примерно пятьюдесятью горошинами, а рядом - тарелка. Сначала их попросили просто переложить горошки на тарелку вручную. Исследователи замерили время, затраченное на это простое задание.
На следующем этапе, чтобы усложнить ситуацию, они попросили добровольцев выполнять это задание с использованием китайских палочек. Так что они медленно, но верно перекладывали горошины из миски на тарелку. На этом этапе люди также находились одни в комнате, а исследователи замеряли время.
Затем условия эксперимента изменились: на этот раз двух добровольцев поместили в одну комнату, и сначала попросили их повторить первое задание - переложить горошины из миски в тарелку руками. В результате оба добровольца сделали это быстрее, чем в одиночку.
Конечно же, на втором этапе их попросили выполнить задание с китайскими палочками в присутствии друг друга. И здесь произошел обратный эффект: обоим добровольцам на этот раз было гораздо сложнее выполнить задание, время выполнения не сократилось, а, наоборот, увеличилось значительно.
Уверенность в себе
Как можно объяснить результаты простого исследования? Кажется, что в случае, когда участники были быстрее вместе, чем в одиночку, взгляд другого играл роль мотивации или даже чрезмерной стимуляции, потому что задача была очень простой. С другой стороны, это явление стимуляции не повторилось с китайскими палочками, потому что этот процесс намного сложнее. В таком случае взгляд другого больше не мотивирует, наоборот, он становится источником напряжения: кажется, стресс вытесняет мотивацию, что может привести к потере времени и качества выполнения задания.
Таким образом, чем больше уверенности в себе в отношении решения задачи, тем больше положительного эффекта оказывает взгляд других; и наоборот, чем меньше уверенности, тем сильнее взгляд других приводит к стрессу и ухудшению конечного результата. Поэтому, как и в случае с передачей горошины с помощью китайских палочек, лучше всего постепенно, медленно, но верно приобретать уверенность, наслаждаясь каждым этапом обучения, чтобы в конечном итоге почувствовать себя совершенно уверенным в себе.