Неравенство доходов глазами Яны Софии Нолл: художница строит и фотографирует сооружения для бездомных в комнатах богатых домов Сан-Франциско

Приблизительно 17% населения США являются бездомными. Неравенство в доходах, высокие арендные ставки, ограниченное количество доступного жилья – вот причины, по которым люди оказываются на улице. Но пока власти делают вид, что ничего не происходит, художница-активистка Яна София Нолл пытается своими методами обратить внимание на эту проблему. Она создала проект, который наглядно показывает огромную разницу между богатыми и бедняками.

В 2017 году Яна Нолл затеяла акцию под названием Living Room ("Гостиная"). Женщина собирала временные хижины бездомных прямо посреди комнат в богатых домах Сан-Франциско. Ей удалось соблюсти тонкий этический баланс, работая с людьми, находящимися на разных концах спектра богатства. Проект возымел успех, о нем заговорили как о роли современного искусства в решении глобальных общественных проблем.

Откуда взялась идея

Яна София Нолл рассказывает, что приехала в Сан-Франциско в 2016 году. Она с давних пор занималась политологией и антропологией в Азии и Африке. Женщина видела все оттенки бедности, бездомности и неравенства в доходах, много крайностей. Ее всегда интересовали контрасты. Сама она родом из немецкой семьи среднего класса и тоже многого не могла себе позволить.

Приехав в Америку, художница была поражена, увидев такое же неравенство и огромное количество бедняков в этой богатой и свободной стране. В то же время Яна была очарована тем, что на улицах в импровизированных жилищах было так много людей. Художница начала думать о том, что бы она сделала, если бы у нее не было финансов, жилья или поддержки. Она думала о прекрасных домах в Сан-Франциско и о том, как бесценное пространство используется теми, кто здесь живет.

Яна начала разговаривать с посторонними людьми, узнавать о людях в разных общинах, о том, какие проблемы влияют на эти группы населения. Ей было интересно узнать о сооружениях для бездомных, и женщина попросила разрешения сфотографировать материалы, которые они используют для их строительства. Разум постоянно возвращал ее к идее неравенства доходов и качества жилья. Так и возникла идея объединить противоположности.

Начало борьбы с бездомностью

Яна София Нолл вступила в Коалицию по борьбе с бедностью, желая поддержать людей и провести свое собственное исследование. Со временем художница поняла, как было бы интересно привести нищих и богатых в одно и то же физическое и фотографическое пространство. Проект начался с личной недвижимости друга художницы в Сан-Франциско, с гостиной.

Хозяева дома хотя и не сразу, но дали разрешение сделать это. Так началась сложная и необычная работа, положившая начало коллекции из нескольких десятков снимков. Правда, в конечную версию вошло лишь 15 жилищ бедняков, установленных в различных богатых домах Сан-Франциско. Всего среди бездомных желающих поучаствовать было более 50, но у художницы были проблемы с поиском достаточного количества жилых комнат для всех.

Как шло привлечение участников

Первых желающих Яна нашла через личные связи. Потом она попросила их рассказать об этом своим друзьям и соседям, заинтересовать их в участии. Начиная с августа 2017 года художница стала рассылать письма, в которых разъясняла идею проекта, кто в нем участвует и каковы его цели. Потребовалось полтора года переписки, чтобы объяснить, что за проект предстоит. Это был очень медленный и сложный процесс, но в конце концов оно того стоило.

Женщина признается, что сложнее всего было с владельцами богатых домов. Когда ее приглашали, она сразу же видела гостиную и думала, что это отличное место для съемок. Оставалось лишь убедить хозяев, но художница нередко получала отказ. Люди боялись, что бездомные после съемок станут приходить к ним постоянно. Зато привлекать к проекту бедняков было гораздо проще. Они быстро начинали доверять художнице и впускали ее в свою жизнь.

Как создавались хижины бездомных

Все бездомные участники подготовили рисунки или списки, в которых подробно описывали свои вещи и материалы, которые они используют для строительства конструкций. Кто-то укрывался в шалаше из газет, который уничтожался после каждого дождя. Художница постоянно думала о том, насколько хрупкими и непостоянными являются эти материалы.

Яна Нолл постоянно продумывала, как наиболее эффективно использовать пространство, и делала заметки о цветовых схемах. Она думала о гостиной и временных постройках как о скульптурах. Хижины были сделаны так, чтобы иметь возможность меняться ежечасно или ежедневно. Яна сосредоточилась на таких предметах, как тележки для покупок или любые другие средства, которые участники используют для возведения своих «домов».

Влияние проекта на решение проблем бездомных

Работая над этим проектом, Яна Нолл убедилась, что искусство или фотография не могут решить проблемы всех бедняков. Но это создает осведомленность и рождает диалог между людьми разных классов. Эти работы напоминают, что все люди заслуживают уважения и имеют достоинство.

Когда художница строила конструкции в жилых комнатах участников, хозяева стремились узнать личную историю бездомного, помочь ему. Беднякам же было любопытно, как отреагировал на это участник. Такой опыт сделал людей, которые были заинтересованы в участии, более чуткими и внимательными друг к другу. Прямое общение является ключом к взаимопониманию.

Комментарии