Очередная попытка осмыслить феномен 90-х: состоялась премьера криминального сериала “Дети перемен”
Мода на 90-е продолжает шествовать по экранам! В прокате появилась криминальная драма “Дети перемен” – сложная история о дружной семье, которая разваливается на фоне нестабильных перемен. Тематика сериала не привнесет ничего нового, за исключением одного – в центре повествования не криминальные братки с соответствующими разборками, а водитель троллейбуса и трое ее сыновей. Получилась неплохая отсылка на многие феномены 90-х и криминальные сериалы того же времени – этакая семейная сага на сломе эпох, которая в стиле “Слова пацана” обязательно приглянется зрителям.
История и характеры
Действие разворачивается в провинциальном городке. Флора (Виктория Исакова) работает водителем троллейбуса и подбадривает пассажиров после сложного трудового дня. В семье подрастают сыновья, рожденные от разных отцов. Ищущий себя и старающийся себя не потерять, старший Петя (Слава Копейкин) стремится к авторитетности и работает на мафиози-психопата, которого играет Тимофей Трибунцев (стоит сразу отметить малиновые пиджаки и бархатные халаты представителей криминального мира). Отец Пети (Александр Матросов) скоро выйдет из тюрьмы, и можно смело говорить, что сын пошел по его следам.
Средний, Юра (Макар Хлебников) мечтает об искусстве, создавая афиши для местного дома культуры, а еще грезит владелицей местного стриптиз-клуба (Софья Лебедева). Его ближайший друг-милиционер Витя (Кузьма Котрелев) намерен вывести на чистую воду всю группировку Трибунцева, и в этом уже намечается возможный конфликт братьев. Отец Юры (Сергей Гилев) работает инженером и не отказывается от продуктовой помощи сына.
Младший сын Руслан (Хетаг Хинчагов), рожденный от рыночного торговца одеждой, умеет хорошо работать языком и перепродает китайскую технику.
Герои и задний план
Как видно, персонажей много, и местами второстепенные герои отодвигают остальных на задний план. Мощный актерский ансамбль вкупе с ярким визуальным рядом затмевает узнаваемые штампы и избитость темы. Создатели сделали хорошую ставку на известных актеров, которым отдали второстепенные роли. Например, Лев Зулькарнаев появляется в роли библиотекаря-синефила, а талантливым продавцом и негласным хозяином рынка, на котором трудится Руслан, выступает Артем Кошман – он учит своего подопечного, как “втюхивать” бытовую технику втридорога. Наконец, Александр Яценко выступает шансонье на сцене клубов перед местными братками, добавляя колорита в общую картину персонажей второго плана.
Достоинства и другие приятности
“Дети перемен” вобрали в себя лучшие традиции криминальных сериалов о 90-х. То время представлено заброшенными зданиями и пустырями, рынками с лотками, настроенными многоэтажками и облезлыми стенами дома культуры – как заведение, последний выступает этаким примером, что в непростые времена культура хоть как-то, но существовала и даже развивалась.
Режиссерами выступили Любовь Львова и Сергей Тарамаев, создателями “Фишера” и “Черной весны”. Они хорошо изучили подростков, но в “Детях перемен”, несомненно, посвященных подросткам, добавляют ностальгическую оптику, сквозь которую мы наблюдаем за персонажами. Отзывы о сериале “Дети перемен” отмечают забавный момент: создается ощущение, что перед нами документальный фильм об эпохе 90-х, разбавленный живыми, игровыми эпизодами. В сериале нашло свое место отражение кинокультуры того времени: часто мелькают видеокассеты, а Юра и Виктор коротают время за просмотром зарубежных фильмом с привычным гнусавым голосом озвучки.
Наконец, “Дети перемен” (сериал 2024 года) богаты шикарно подобранным саундтреком: здесь и “Агата Кристи”, и авангардист Сергей Курехин, и Татьяна Буланова со своей пронзительной “Не плачь”, с учетом сюжета чуть ли не идеально подходящей под лейтмотив сериала.
Интересные особенности
В сериале “Дети перемен” режиссерский дуэт разбавляет события на экране “киноцитированием”, включая в диалоги, сцены и образы референсы к известным фильмам, большей частью романтизирующих воров и криминальных авторитетов. Тимофей Трибунцев необычайно гармонично смотрится в своей роли, его персонажа мы уже видели в “Жмурках”. “Главный” сын Петя списан с прототипов из “Лица со шрамом” и “Крестного отца”. Его бандитский образ дополняется живостью и увлечением оперы, но этого все равно мало, чтобы показать глубину.
Наконец, Валера-Яценко в порыве злости оставляет испорченным коврик Трибунцева как в “Большом Лебовски”, а потом в попытке залечь на дно скрывается в болоте как было в “Апокалипсисе сегодня”. Для чего авторы занялись вкраплениями заграничных хитов? Вероятно, чтобы придать российскому продукту колоритности.
От деталей до целого
События в “Детях перемен” (сериал, 2024) набирают обороты не быстро, отводя первые эпизоды знакомству с такими разными сыновьями и их отцами. Сложно предположить, когда динамика проявится в своем заданном жанре, но определенно судьбы всех сыновей пересекутся, и как это отразится на дальнейшем сюжете, неизвестно. Но можно догадаться, что ближе к середине произойдет нечто такое, что поменяет привычный уклад жизни этой, казалось бы, ничем не примечательной семьи из мамы и сыновей. До этого момента каждый из них живет собственной жизнью, движется по разным направлениям, создавая ощущение ответвленности, а не единого целого.
Главное о старом
Знакомые с творчеством режиссеров, в своих отзывах о “Детях перемен” зрители отмечали желание посмотреть, как постановщики представят образы подростков в 90-х. У Тарамаева и Львовой есть чувство вкуса, этот сериал открыл новые приемы, не использовавшиеся ими в ранних проектах. При всей своей ироничности криминальная сага страдает главной болезнью – отсутствием новизны. Это снова попытка взглянуть на популярную сегодня тему, но со стороны изнанки семейных ценностей и попытки их сохранить.
Сборная солянка
Сериал “Дети перемен” (2024) попытался вобрать в себя лучшие компоненты из историй о 90-х, которые мы видели сто раз. Но он как будто выделяется благодаря причастности к классическим традициям, минуя воздействие через поп-культуру в “Комбинации”, авантюрные приключения в “Ладе Голд” и диком страхе в “Лихих”. Можно взять стереотип и отрабатывать его сколько угодно через разные жанры, но этого окажется недостаточно, чтобы показать весь размах 90-х. Чтобы это узнать, возможно, потребуется дойти до финальной серии: сюжет имеет все шансы, чтобы развить скорость и громко прокатиться по струнам души. С другой стороны, оно и не требуется: в “Детях перемен” и так достаточно счастливых и несчастливых персонажей с их отдельно взятой историей.
Еще раз о личном
Нельзя не отметить прицел на “Слово пацана”, откуда, кстати, перешли многие актеры. Сериал “Дети перемен” ожидаемо сравнивают с “Лихими” – еще одним криминальным сериалом о 90-х, только в более брутальном и пугающем тоне. В “Детях перемен” создатели намеренно иронизируют над одним только желанием воспроизвести на экране 90-е, однако его составляющие давно известны – деньги, насилие, чувство свободы, стремление наживы, и как результат – потери и приобретения.
Удержаться на плаву каждый персонаж пытается по-своему, по закону жанра кто-то обязательно погорит. Получится ли из знакомых ингредиентов лакомый, а главное, не испробованный ранее продукт? Кажется, нет. Это будет лишь очередная попытка приблизиться к настоящему вкусу того времени, которое, как для персонажей сериала, так и для зрителей было разным и чем-то очень личным.