Перья павлина к сглазу, а свист к неудаче: 10 распространенных театральных суеверий
Театр - это особенный мир, и неудивительно, что и актеры, и зрители называют спектакли волшебным таинством. Разумеется, в такой сфере не могло обойтись без суеверий. Некоторые из примет, о которых пойдет речь далее, уходят корнями в те далекие времена, когда театр лишь зарождался, медленно превращаясь в неотъемлемую часть культуры.
Синий без серебряного
Согласно этому суеверию, на сцене никогда не должно быть синего цвета, если он не "разбавлен" серебряным. Понаблюдайте за театральными постановками: вы не сможете найти представления, в костюмах или декорациях которого будет что-то синее, но не будет серебряного.
В давние времена, когда театр только зарождался, синий цвет и серебряная отделка одежды считались признаком роскоши: первый из-за того, что синий краситель очень трудно добывался, а второй - потому что серебро всегда считалось драгоценным металлом. Большинство постановок тех времен обязательно включало персонажей, представляющих знать, и чтобы зритель сразу понял их положение, они должны были выйти в синем костюме, отливающим серебром.
Разумеется, театралы хитрили. Они покупали немного дорогой синей ткани и очень много дешевой серой. В сочетании двух материалов создавалось впечатление, что костюм на самом деле отделан серебром, что помогало обмануть зрителя и уберечь театр от разорения на реалистичном антураже. То же самое касалось и оформления декораций.
Сегодня, когда театры могут позволить себе материалы абсолютно любого цвета, постановщики продолжают соблюдать правило сочетания синего с серебристым (или хотя бы серым), веря, что это убережет спектакль от коммерческого провала.
Три свечи
Несмотря на то, что число три обычно является счастливым - ведь мы даже говорим, что "Бог троицу любит", а также распространенным во всех сферах искусства (три медведя, три мушкетера, три желания и т. д.), это никак не касается свечей в театре. И это притом, что во времена, когда в театрах не было электрического освещения, самыми распространенными подсвечниками были именно тройные канделябры!
Почему-то актеры начали замечать, что, если кто-то сыграет свою сцену рядом с самой короткой свечой из трех, он непременно умрет. Поэтому на сцене стали появляться либо одинарные, двойные или четверные (и более) канделябры, либо же одну свечу в тройном канделябре не зажигали. До сих пор, если постановка требует использования свечей, они либо электрические, либо их не группируют по три.
Перья павлина
Во многих культурах павлиньи перья считают средством от сглаза, так как на кончике роскошного пера имеется узор, сильно напоминающий глаз, и мы все его видели. Но так как театр - зазеркалье для настоящего мира, то и многие приметы у актеров почему-то перевернуты с ног на голову.
Даже современные театралы искренне считают, что появление павлиньего пера на сцене - хоть в виде украшения на шляпке, хоть в виде опахала для вельможи - не оттолкнет сглаз, а наоборот, его приманит. Наверное, именно по этой причине невозможно вспомнить хотя бы одну известную пьесу, в которой был бы персонаж-павлин.
Цветы перед началом шоу
Все знают, как приятно актерам и режиссерам получать букеты после представления, но подарить артисту букет перед началом спектакля может только его заклятый враг, желающий неуспеха. Казалось бы - что такого? Ведь цветы могут подбодрить и воодушевить актера!
Разумеется, эта примета тоже зародилась несколько столетий назад. Люди, которые очень хотели подарить актеру или актрисе букет цветов, но не желавшие тратить деньги, поступали очень просто - шли на кладбище и брали любой понравившийся букет с могилы. Артисты прекрасно об этом знали, но не возражали - какая разница, цветы и есть цветы, они же уже выступили и бояться не чего. Но перед спектаклем у них были совсем другие мысли: узнать, с кладбища ли букет, нет никакой возможности, а страх, что привидения и души покойников могут вмешаться в ход спектакля, не отпустил бы их, пока не опустился бы занавес.
Зеркала
Конечно, в былые времена люди просто боялись разбить зеркало и навлечь на себя череду неудач. К тому же зеркала стоили очень дорого и далеко не каждый театр мог их себе позволить.
Но сегодня отсутствие зеркал и любых зеркальных поверхностей на сцене обусловлено скорее технической стороной вопроса, нежели суеверной. Дело в том, что отражающие поверхности мешают нормальной работе со светом, давая много бликов и искажений. А если зеркало будет стоять боком, некоторые зрители и вовсе могут увидеть, что происходит за кулисами.
Призраки
В зависимости от театра, истории будут меняться, но есть один конкретный призрак, Феспис, который имеет репутацию причиняющего необъяснимое зло. Он был первым человеком, который произносил строки как отдельный актер на сцене, таким образом родился термин, относящийся к театральному исполнителю. Чтобы сдерживать призраков, даже сегодня владельцы театров выделяют хотя бы один вечер в неделю, когда театр пуст. Это, как правило, вечер понедельника, и актеры очень благодарны призракам, потому что могут отдохнуть.
Свет в конце кулис
Закулисный свет никогда не выключается, потому что, согласно старинной примете, он отгоняет призраков. Это было довольно пожароопасно в былые времена, но одинокая свеча обязательно горела за кулисами даже ночью.
Сегодня это скорее связано с тем, что в маленьком пространстве, забитом декорациями и реквизитом, слишком опасно споткнуться, упасть, сломать чего-нибудь себе или, еще хуже (в мышлении актеров) - сломать реквизит! Поэтому мрак за кулисами недопустим.
Свист за кулисами
Здесь подтекст тоже связан скорее с технической стороной, чем с мистической. Несмотря на то, что свист считается призывом неудач даже у обычных людей, в театре свист часто служил как сигнал от режиссера или суфлера. Так что, если за кулисами кто-то непринужденно начал бы насвистывать любимую песенку, кто-то другой мог бы принять это за сигнал к действию, и весь спектакль мог быть сорван. Ну а на сцене актеры, конечно же, свистят, если того требует их образ.
Пожелание удачи
Желать удачи перед выступлением - плохая примета вообще во всех сферах искусства. У нас, как правило, говорят "Ни пуха, ни пера", а за рубежом желают "сломать ногу". Дело в том, что это каламбур и "перелом ноги" в английском языке звучит точно так же, как "преклонение колена". Таким образом театралы обманывают силы зла, как будто бы желая получить травму, но на самом деле посылая сигнал "преклонить колено" после выступления, то есть поклониться зрителю.
Макбет
Театральный народ избегает использования слова "Макбет", называя пьесу "Шотландской пьесой" или "Бардовской пьесой". Если имя произносят в театре, существует очищающий ритуал, который можно сделать, чтобы исправить ошибку. Ритуал таков: человек должен покинуть здание театра, плюнуть и покрутиться три раза, прежде чем просить, чтобы его вернули обратно. Другие варианты включают в себя: повторение строки из другой шекспировской пьесы, отряхивание себя, бег вокруг театра против часовой стрелки или повторение названия три раза при постукивании по левому плечу.
Есть несколько возможных источников этого суеверия. Один из вариантов - вера в колдовство. Согласно легенде, сам Шекспир получил проклятие от настоящих ведьм, которые посмотрели спектакль и остались недовольны тем, как он их показал. Или же они были недовольны тем, что реквизитор украл у них настоящий котел для постановки - мнения расходятся. Но есть и суеверие, что Шекспир сам проклял свой спектакль, чтобы никто не смог поставить его лучше, чем это делал он сам.
Другое происхождение приметы заключается в том, что в нем больше драк, чем в большинстве других пьес Шекспира, и, следовательно, больше шансов получить травму. Но вариант, который можно считать наиболее вероятным, заключается в том, что из-за популярности пьесы ее часто ставили театры, которые были в долгах, в качестве последней попытки восполнить бюджет и восстановить кассу.