"Каждый зритель ищет для себя то, что ему близко": Юрий Грымов о роли театра, сегодняшнем кино и привилегиях профессии

За плечами у московского режиссера Юрия Грымова съемки фильмов, а также сотрудничество с телевидением и фотопроекты. Но все же главной любовью его жизни является театр. С ним Грымова связывают трепетные отношения. В интервью художественный руководитель "Модерна" рассказал о роли театра, сегодняшнем кино и привилегиях профессии.

Ни учить, ни развлекать театр не должен

На вопрос журналиста о том, должен ли театр сегодня учить зрителя или его роль - развлекать его, Грымов ответил: "Ни то, ни другое". По его мнению, театр сам по себе является живым существом, которое наделено разумом. И каждый зритель ищет в нем для себя то, что близко именно ему. Поэтому, если театр будет ставить перед собой задачу учить нравственности, это будет глупостью. А если он задастся целью развлекать, то он зайдет в тупик.

Сам режиссер, создавая спектакль, на зрителя не ориентируется, считая, что это невозможно в принципе. Потому что люди, сидящие в зале, абсолютно разные. У них разный социальный статус и разный возраст. В каждой постановке режиссер рассказывает историю от себя и о себе, в противном случае ему это не будет интересно. Как не будет интересно ни артистам, ни зрителям.

У каждого своя эмоциональная гамма

Что же тогда зритель должен взять из спектакля? Юрий Грымов считает, что каждому человеку свойственна индивидуальная эмоциональная гамма, и у каждого свой багаж знаний. И если он образован, он имеет возможность получить впечатление от более широкого круга вещей.

Зритель в театре пропускает все через себя, наблюдает за жизнью на сцене и сам делает выводы из того, что увидел. А режиссер не может ставить перед собой задачу, чтобы зритель воспринял что-то определенное. Для этого они должны звучать в унисон, у них должны быть совпадающие картины мира, что практически нереально.

Любое искусство - интимно

Если говорить о хорошей постановке, то для режиссера она представляется максимально честной. Искусство всегда является интимным и откровенным, ведь автор всегда делится чем-то личным. Только тогда это будет работать. Безусловно, большое значение имеет и талант создателя.

Существует категория фильмов хороших. Их кинодеятель может смотреть и понимать, каким образом они сделаны, какие использовались приемы. Но существуют и такие картины, в отношении которых Грымову не понятно, "как это сделано". Поскольку это уже совершенно иной уровень, это уже произведение искусства, которое является выдающимся. Для Юрия Вячеславовича таковым является, например, фильм "Андрей Рублев", снятый Тарковским.

Отечественного кино сегодня нет

По мнению Грымова, сегодня в России снимаются не фильмы, а "проекты". Собирается команда и делает по заказу нечто бездарное. Такое кино не имеет автора, создается впечатление, что цель его создания - только заработок. Как академика кино результат такой деятельности Юрия Грымова удручает.

Недавно он смотрел картину с Константином Хабенским, рассказывающую о шахматистах. Он считает, что, убрав сцены с передвижением шахматных фигур и наложив звук из "Движения вверх" о баскетболе, можно увидеть все то же самое.

Речь идет о таких же схематичных героях: о тренере, о злом чиновнике, о родителях, о журналистах. Можно увидеть те же лица, тот же темперамент, такой же подход к монтажу и такую же эстетику. Спрашивается, зачем нужны подобные фильмы? Хотя снимают их разные люди, имеющие разный бэкграунд, но почему-то этого совсем не видно. У такого кино нет ни автора, ни своего лица.

Поход в театр является событием

"Получается, что если с отечественными фильмами сегодня пока не получается, а доступ западных картин ограничен, у театра появились привилегии?" - спросил журналист у режиссера. По мнению Юрия Грымова, это не так, поскольку эти две аудитории - киношная с театральной - практически друг с другом не пересекаются.
Кинематограф скончался, переместившись на телеэкраны.

И сейчас те, кто раньше посещал кинотеатры, лежат на диване, просматривая фильмы на экранах ноутбуков или, что еще хуже, - в телефонах. При этом зрителей в кинотеатрах очень мало, тогда как в театрах наблюдаются аншлаги. Поход в театр рассматривается как событие. Там человек не теряет время, а приобретает его.

Билеты дешевыми быть не могут

По поводу вопроса о недемократичности сегодняшних цен на билеты в театр, Юрий Вячеславович сказал следующее. Он считает, что цены на билеты в принципе не могут быть низкими. А фразу о доступности искусства необходимо забыть навсегда. Потому что доступной может быть только массовая культура. А театр является роскошью, которую человек может себе позволить.

В театре "Модерн" идет спектакль под названием "Война и мир", в котором на сцене находятся больше семидесяти человек, для которых сшито 423 костюма. Кроме того, большое количество работников обслуживают постановку за сценой. Весь спектакль сопровождается хором им. Свешникова. Понятно, что все это не может стоить дешево, а, следовательно, и билеты тоже.

У "Модерна" весьма разнообразный репертуар

Недавно в театре под руководством Юрия Грымова был поставлен спектакль "Цветы нам не нужны". Автор пьесы - Надежда Селиванова, актриса труппы. В ней рассказывается о приспешниках Гитлера, которые были осуждены Нюрнбергским процессом. Среди них - военные деятели и министры с дипломатами, которых на десятилетия заперли в тюрьму Шпандау.

В продолжение двадцати лет в мире случается множество кризисов, разражаются новые конфликты, развиваются технологии. В частности, речь идет о Вьетнамской войне, о полете в космос Гагарина, избрании и гибели Джона Кеннеди.

Но также в театре идут и семейные блокбастеры, например, постановка "Вокруг света за 80 дней", где присутствуют танцы, путешествие героев по разным странам. В "Модерне" можно увидеть и "Затерянный мир" по Конан-Дойлу с джунглями и динозаврами.

Комментарии