“Актеры не знают о жизни больше, чем зрители”: Сергей Епишев о взаимодействии в искусстве, актерской стихии и театре сегодня
Про актера Сергея Епишева говорят так: "Два метра шесть сантиметров таланта". В его природе легко уживаются тонкий психологизм и гротесковая манера. Широким массам актер известен по сериалу "Кухня", где он блистательно сыграл робкого, страдающего заиканием повара Леву. Но театралы ценят его за глубокие драматические роли, которыми он раз за разом подтверждает свой высочайший талант.
О начале жизненного и творческого пути
Сергей Епишев родился в Ташкенте – солнечном и хлебном городе. Сам он так вспоминает детство: "Я родился в Узбекской ССР, поздний Советский Союз. Это был маленький, уютный, очень зеленый город. Не то, что сейчас – с претензией на мегаполис.
У нас был частный дом в центре города. Это сейчас я понимаю, какая это роскошь. Земля, садик, вишни, абрикосы, виноград. Мама моя была врачом, папа – инженером. Я единственный у них ребенок, этакий советский мальчик с книжкой. Я любил учиться, люблю до сих пор. Все как-то легко давалось, быстро схватывал.
А еще я всегда любил кривляться. Мы с двоюродной сестрой надевали на себя кучу барахла и что-то изображали. Потом мамина подруга отвела меня в театральную студию при Дворце культуры. Мне было лет 14, и я тогда понял, что нашел себя в этой жизни. А потом театр "Ильхом" открыл у нас свою студию, и меня туда взяли. Это было счастье".
О взаимодействии в искусстве
Артист считает, что в любом виде искусства творец всегда вступает в связь со своим зрителем, почитателем, тем, для кого он создает что-то. Сергей Епишев поясняет: "В актерстве всегда есть взаимосвязь между тем, кто на сцене, и тем, кто в зале. Но актеры не знают о жизни больше, чем зрители. Они просто предлагают разговор, тему, а потом идет магия духовного общения.
Вот, например, есть Островский, его пьесы написаны 150 лет назад. И есть сегодняшний день, "Нетфликс", криптовалюта, безумный поток информации… И удивительно, но современные люди понимают Островского, потому что эти вещи, заложенные в нашем ДНК. Вот это и есть магия взаимодействия в искусстве".
Об актерской стихии
Сергей Епишев признается, что не всегда отдавал себя актерству на все 100%. Были в его жизни периоды "расхолаживания", когда он позволял себе играть откровенно плохо. Но каждый раз он потом брал себя в руки и начинал работать в разы мощнее. В этом он и видит суть актерской стихии – постоянный поиск себя, самокритика и через это взращивание себя как артиста.
Актер говорит так: "Вокруг меня всегда были люди, заряженные творчеством. Но были и минусы. Например, в институте я играл, мне давали роли, а потом попал в театр Вахтангова и стал одним из массовки. Просто пропал. Есть момент, когда понимаешь, что ролей главных на всех не хватает. Это страшно, но приходится мириться.
Актерская стихия такова – есть главные величины, и есть ты, и ты пока не дорос. Вот я и начал искать в себе что-то значимое, растить свое мастерство, выжидать эту очередь. Постепенно что-то стало получаться. Я всегда внимательно наблюдал за великими, учился, перенимал и искал свое. В этом смысл нашего ремесла".
О театре сегодня
По словам Сергея Епишева, современный зритель совершенно не тот, что был даже 10 лет назад. Актер объясняет: "Театральный зритель сегодня насмотренный, нахватанный, у него очень много в голове всего есть. И ставить пьесы поэтому тоже нужно по-другому. Современный театр должен жить в ногу со временем.
Я считаю, что зрителя сегодня нужно вызывать на разговор, заставлять вовлекаться, задумываться. Если этого нет, это плохой спектакль. К сожалению, есть и такие, откровенно плохие спектакли. Исходит это от плохих режиссеров. Обычно я им доверяю и никогда с ними не спорю, но иногда стоило бы".
О современном актере
Артист Сергей Епишев рассуждает: "Актер сегодня должен быть многогранен. Недостаточно просто погрузиться в свою роль, в театральное искусство. Важно также смотреть новости, быть среди людей, знать обо всем, что происходит в мире. Потому что ты играешь для разных зрителей, ты не знаешь, кто сегодня будет в зале.
Актер должен со всеми людьми иметь особую связь. Будь то врач, артист балета, инженер – неважно. Театр – это искусство сегодняшнего дня, это общение со своими современниками. Нужно следить за всем, чтобы быть со зрителем на одной волне. Стараюсь этому соответствовать, не отставать. Пока получается, а если буду видеть, что отстаю, остановлюсь и стану снова работать над собой".
О реализации своего потенциала в кино
Актер Сергей Епишев признается, что в полной мере реализоваться на большом экране ему пока не удалось. Он поясняет: "Возможно, это потому, что в кино не нужна такая яркость, характерность, там свои законы. Ну и еще есть что-то, что от меня вообще не зависит.
Меня часто спрашивают, почему мало снимаюсь сейчас. Мне приходится оправдываться, а ведь я здесь даже ни при чем. Просто так складывается. В кино важна фактура, у меня все из рамок вон. Операторам приходится выгибать спины, чтобы меня снимать, партнеров мне трудно найти для кадра. Постоянно просят присесть, даже прилечь… В театре мне в разы проще. Там могу просто быть собой, быть свободным".