Как появилось шампанское? История праздничного напитка
Шампанское ассоциируется с праздниками, прежде всего Новым годом и Рождеством. Но так было не всегда. Как начиналась история известного на весь мир французского игристого вина?
Западный фронт времен Первой мировой войны проходил через виноградники Шампани. Это историческая французская винодельческая область, расположенная в 140 км к северу от Парижа. С 1914 по 1918 год тяжелый артобстрел уничтожил ряды лоз Шардоне и Пино Нуар, которые подрезали согласно инструкциям бенедиктинского монаха 17 века по имени Дом Периньон. Многие жители региона оказались в подполье из-за боевых действий. Они скрывались в известняковых пещерах, которые, как правило, используются для хранения и производства игристых вин. К тому времени, как в 1918 году подписали перемирие, была уничтожена огромная часть виноградников.
Битвы на виноградниках и из-за них
Тем не менее опустошение времен войны стало лишь незначительной неудачей в невероятном подъеме продукции региона Шампань – игристого напитка, который стал одним из главных символов традиционных праздников, современной роскоши и показного потребления. Сам регион видел бои и раньше (Аттила, Столетняя война, франко-прусский конфликт), и они снова повторились во времена Второй мировой войны, но с середины 19-го века до наших дней не заканчивается война за шампанское, в которой участвуют не солдаты, а юристы, договоры, должностные лица и десятки разъяренных французских граждан. И все ради местного напитка, чью особенность – пузырьки – старый Дом Периньон пытался устранить большую часть своей жизни.
Как все начиналось?
Если вино имеет пузырьки, это признак того, что оно продолжает бродить внутри бутылки. На протяжении большей части истории виноградарства пузырьки считались признаком того, что напиток испортился из-за нестабильного и непредсказуемого урожая. Хотя в нескольких винодельнях преднамеренно производили игристое вино (в начале 15-го века в Лиму на юге Франции), только в конце 1600-х годов шампанское начали выпускать и уважать.
Кто придумал технику ремюажа
В 1815 году появилась еще одна ключевая инновация от производителя шампанского, известного как «Вдова Клико». Изначально в результате брожения шампанское было мутным из-за мертвых дрожжей (чтобы скрыть этот эффект, бокалы для шампанского делали пестрыми). Избавиться от дрожжей в процессе изготовления пытались многие эксперты. Инновация, предложенная Николь Клико, заключалась в том, чтобы переворачивать бутылки горлышком вниз. Таким образом, дрожжи оседали в области горлышка в процессе, известном как ремюаж, или просеивание. После того как осадок соберется в горлышке, эту часть бутылки погружают в ледяной рассол. Замораживание позволяет удалить осадок вместе с пробкой, на которой он скапливается. Затем шампанское доливают и повторно закупоривают.
Понимание процесса ферментации
Но Николь Клико придумала не только технику ремюажа. Она также очень много сделала для понимания химии и биологии процесса изготовления шампанского. До эпохи Просвещения даже мастера-виноделы имели очень слабое представление о том, как работает ферментация. Английский врач Кристофер Меррет в 1662 году опубликовал статью, в которой отметил, что добавление сахара в вино продлевает его брожение в бутылке и приводит к появлению пузырьков. Более века спустя французский химик-новатор Антуан-Лоран де Лавуазье (который дал название кислороду и водороду) показал, что во время ферментации сахар превращается в спирт и двуокись углерода – материал для пузырьков. Только Луи Пастер в 1860 году смог объяснить брожение как биологический процесс, в котором принимают участие дрожжи.
Начало популярности
Шампанское стало предметом роскоши, когда маркиза де Сен-Евремонд впервые «представила» его модной части Лондона в 1660 году. Филипп, герцог Орлеанский, использовал шампанское во время приема, на котором отмечалось его регентство. Некоторые из самых старых и известных современных шампанских домов были созданы во время долгого правления Людовика XV, в том числе Ruinart (1729), Moët & Chandon (1750) и Louis Roederer (1776). Вторжение Наполеона в Россию в 1812 году поспособствовало популярности шампанского среди российского высшего класса. На самом деле бренд шампанского Cristal был создан Louis Roederer в 1876 году для царя Александра II.
Символ роскоши
Во время французской «Прекрасной эпохи» (мирные десятилетия между 1871 и 1914 годами) шампанское стало массовым символом роскоши. Его история вплетена во французскую народную культуру с помощью как оплачиваемой, так и бесплатной рекламы. Такие художники, как Мане, Сезанн, Муха и Тулуз-Лотрек, изображали его на своих панорамах современной жизни. Писатели Гете, Золя и Пушкин вспоминали о шампанском в своих работах. На бутылках шампанского начали делать памятные надписи, выражающие всевозможные общественные настроения: либерализм, консерватизм, национализм. Во время дела Дрейфуса на рубеже 20 века опрометчивый производитель даже создал Champagne Antijuif, которое продавал антисемитам. Шампанское было предложено для празднования всех мыслимых периодов жизни: брака, рождения детей. Благодаря рекламе шампанское начали ассоциировать с Рождеством и Новым годом. Старую традицию разливать вино при запуске нового корабля модернизировали: бутылку шампанского разбивали о борт новых пароходов и самолетов. Все это привело к небывалому взлету производства: в 1900 году было продано 30 миллионов бутылок.
Конфликты из-за использования названия
Такая популярность и большие деньги привели к конфликту между традиционными производителями региона Шампань и виноделами из других частей Франции или третьих стран, так как первые стремились сохранить права на свой бренд. Хотя первые попытки запретить использовать название «шампанское» для вин из других регионов датируются серединой 1800-х годов, этот закон не был принят до 1919 года. Он определял официальные границы виноградарской области Шампань, за пределами которых настоящее шампанское не может производиться. В 1936 году французским законодательством был создан Champagne’s Appellation d’origins Controlée (AOC), который до сих пор контролирует использование термина в Европе.
Производство игристых вин в мире
Тем не менее шампанское как игристое вино продолжают производить за пределами Франции. К примеру, кава из испанской Каталонии или просекко из северо-восточной Италии создали собственные региональные определения и имеют своих поклонников. Другие игристые вина, особенно в Соединенных Штатах, где правила AOC не применяются, уже давно называют шампанским, или «Калифорнийским шампанским». Однако они отличаются не только местом происхождения винограда, но и методом производства: многие из этих вин сделаны с помощью более эффективных производственных процессов, которые позволяют обойтись без ремюажа каждой бутылки.