Методы педагогической психологии - сходства и различия со смежными науками

методы педагогической психологии
Метод – путь исследования или способ познания реальности. В каждой науке существуют свои способы и системы приемов и операций, которые используются при изучении каких-либо явлений.

Методы педагогической психологии такие же, как и в смежных гуманитарных науках. Тем не менее следует сказать, что основополагающими являются эксперимент и наблюдение.

Наблюдение – преднамеренное, с определенной целью и выполняемое в системе восприятие внешнего проявления действий человека с последующим анализом и объяснением поведения.

Эксперимент – планомерное манипулирование одним или несколькими факторами и регистрация изменений в поведении объекта изучения.

Условно методы педагогической психологии можно разделить на 2 группы: методы организации исследования и сбора информации. К первым относятся лонгитюдное исследование, сравнительный и комплексный методы. Ко вторым – наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование, интервью, клиническая и стандартизованная беседа.

методы возрастной и педагогической психологии

Рассматривая подробнее методы педагогической психологии, такие как сбор информации, следует сказать, что тестирование представляет собой сведенные к неким стандартам вопросы и задачи, которые имеют определенную шкалу значений. Применяются тесты для приведения к некому эталону индивидуальных различий. К данному методу сбора информации предъявляются некоторые требования:

- возрастная норма;

- объективность;

- валидность;

- надежность.

Тесты как методы возрастной и педагогической психологии представлены несколькими видами:

- тесты достижений, диагностирующие владение знаниями, навыками и умениями;

- тесты интеллектов, которые выявляют умственный потенциал;

- тесты креативности, изучающие и оценивающие творческие способности;

- критериально-ориентированные, которые выявляют владения ЗУНами, необходимыми и достаточными для выполнения определенных поставленных профессиональных или учебных задач;

- личностные – измерение различных сторон личности;

- проективные методики – те, которые изучают личность, основываясь на психологической интерпретации полученных результатов проекции;

- шкалирование – метод моделирования реально происходящих процессов с помощью систем чисел и координат.

Предмет и методы педагогической психологии отличаются от собственно психологических лишь тем, что изучают закономерности воспитания и обучения, используя для этого категорийный и инструментальный аппараты других, смежных наук. Добавляются две группы методов, поскольку они оказывают существенное влияние на развитие ребенка: это психологическое консультирование и психологическая коррекция.

предмет и методы педагогической психологии
Форма проведения консультаций может быть как индивидуальной, так и групповой; клиентом выступает ребенок или его законные представители. Коррекционно-развивающие занятия тоже проводятся в различной форме, если речь идет о ребенке-дошкольнике, то выбирается игра, в которой он усваивает новые навыки.

В работе с детьми применяются такие методы педагогической психологии, как изучение продуктов деятельности – речь идет о проверках сочинений и контрольных работ, чтобы выяснить, насколько был усвоен изучаемый материал, анкетирование, выявляющее мотивы учения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.